На тормозах

Есть-таки в России свой автопром!

24 июля 2008 в 14:07, просмотров: 292

АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, УАЗ и другие предприятия продолжают производить автомобили. Их продукция еще пользуется спросом. Хорошо это или плохо – можно спорить. Очевидно, однако, что постепенно отечественных производителей теснят иностранцы, все более агрессивно действующие на рынке. При этом самую большую опасность представляют так называемые российские иномарки.

Влияние их на рынок становится настолько сильным, что само понятие «российский автопром» рискует исчезнуть.

Мировое производство автомобильной техники сбавляет обороты. Если в 2006 году темпы роста увеличились на 4%, то в прошлом году этот показатель не выходил за пределы 2%. В этой связи автопроизводители вынуждены находить новые эффективные и перспективные площадки для развития. Ими становятся развивающиеся рынки. В их числе – Россия. В нашем отечестве статистика вполне радужная.

Свое-чужое

Объем отечественного автомобильного рынка в прошлом году увеличился на 57%. По продажам легковых автомобилей Россия вышла на шестое место в мире и третье – в Европе. С экономическим ростом страны значительно увеличился и спрос на автомобили. Сегодня они явно уже не роскошь, а средство передвижения. Логическая цепочка замыкается: со спросом растет и предложение, в связи с чем автопроизводство в России развивается семимильными шагами. Только за прошлый год оно выросло более чем на 10%. При этом высокие темпы роста производства наблюдаются уже несколько лет подряд.

Однако насколько это производство российское – большой вопрос. В основном прирост идет за счет иностранных компаний, которые активно размещают в России собственные производства и увеличивают выпуск автомобилей на мощностях российских площадок.

Что касается отечественного производства, то единственной российской компанией, которой в 2007 году удалось увеличить количество собственных автомобилей, оказался УАЗ. Производство автомобилей всех остальных российских марок снизилось.

 За счет чего растет отечественный автопром? Практически только за счет иностранных компаний.

«Российские иномарки» уже прочно обосновались на внутреннем рынке. На начало 2007 года на территории страны уже работало восемь сборочных предприятий по выпуску иностранных авто различного масштаба. В ближайшее время запланирован запуск еще нескольких производств. В 2008 году уже запустил свое производство Volkswagen. Планируется запуск General Motors, Nissan, Suzuki, а также совместный завод Peuge-Citroёn и Mitsubishi и увеличение мощностей уже существующих предприятий. На внутреннем рынке иностранные компании предлагают широкий выбор как по ценовому, так и по качественному сегменту.

Некоторые модели разработаны специально для российского рынка. Например, Renault Logan отличается простотой и относительно недорогой комплектацией. Иномарки более высокого класса, например модели Volkswagen, за счет собственного производства в России снижают свою стоимость. В среднем иномарка, выпущенная в России, на 10% дешевле импортной.

Таким образом, сегодня «российские иномарки» представлены во всех сегментах – от бюджетного автомобиля до кроссовера и моделей представительского класса. При этом на сегодняшний день еще не все иностранные компании, планирующие открыть свои заводы в России, запустили производство.

С китайским акцентом

Особые отношения у российских автокомпаний и властей складываются с китайскими производителями. Их продукция находится в одном ценовом сегменте с отечественными машинами. Этому прямому конкуренту противостоит мощное лобби волжских заводов.

 Действительно, стоит начаться в России промсборке китайских авто (несколько таких проектов уже есть в Татарстане, Сибири), как симпатичные, дешевые, не очень качественные «китайцы» поставят крест на отечественных, недорогих и не очень качественных автомобилях. Промышленная сборка невыгодна китайским производителям, ведь производство части компонентов в России  повышает стоимость автомобилей из Китая. Поэтому автомобили будут собираться из максимально сложных частей, чему может способствовать собственное сборочное производство. Зачастую китайские автомобили попадают к нам по незаконным схемам (когда собранный автомобиль проходит под видом «комплектующих»). Рискованно, но цена авто в итоге снижается.

Например, сейчас новая Chery QQ в базовой комплектации стоит около 200 тысяч рублей (кондиционер, ГУР, электростеклоподъемники). Ее российский аналог «Ока» обходится покупателю примерно в 150 тысяч. Правда, уже без вышеперечисленных удобств.

Впрочем, сегодня, когда покупательная способность растет, главным элементом уравнения будет именно качество. Тот, кто быстрее сможет внедрять новинки, новые технологии, тот и победит в автогонке. Важно отметить, что с точки зрения логистики китайским производителям удобнее идти в регионы, где они составят серьезную конкуренцию российским автомобилям, чьи позиции здесь традиционно сильны.

Поэтому сегодня российским производителям надо определиться со стратегией, четко наметить своего покупателя и обозначить ценовую нишу – дешевые народные автомобили. По той цене, по которой машины продаются сейчас, они просто неконкурентоспособны. Возможно, сегодня это последний шанс для нынешнего нашего автопрома. Иначе очень скоро эту нишу займут китайцы.

Детали конструктора

Режим промсборки имеет известные плюсы, ведь комплектующие хотя бы частично производятся в России. Из двух зол худшее – ввоз почти готовой продукции и отверточная сборка. Ей должны противостоять новые ввозные пошлины.
К слову сказать, Китай до вступления в ВТО устанавливал жесткий режим лицензий и ввозных пошлин. Сегодня Министерство экономического развития и торговли также планирует ужесточить ввозные пошлины. Глава ведомства Эльвира Набиуллина предлагает ввести пошлину в размере 5 тысяч евро за один кузов.

Естественно, эта мера ударит прежде всего по недорогим автомобилям. Но в целом для российской промышленности это плюс – чуть больше авто будет собираться внутри страны.

 Пока же иностранные производители стремятся максимально расширить список автокомпонентов, которые можно ввозить беспошлинно для промышленной сборки. Так происходит потому, что зачастую российские заводы не производят запчасти в достаточном количестве и нужного качества. Да и в любом случае автокомпоненты, ввезенные из Китая, будут дешевле.

Сегодня обсуждается законопроект, по которому можно будет беспошлинно или со льготами ввозить автокомпоненты. Их можно будет дорабатывать уже в России, и за счет этого локализация (замена импортных деталей на выпущенные внутри страны) повысится. К 2010 году в среднем она должна достичь 30%.

В частностях прогнозы оптимистичны. Но в целом следует признать: на сегодняшний день российская автомобильная промышленность – это по-прежнему производство прошлого века. Наши автомобили, позиционируемые как новинки, в развитых странах не выпускаются уже несколько десятилетий.

О какой конкурентоспособности можно говорить, если только сегодня в России заговорили о возможности выпускать автомобили с автоматической коробкой передач? Даже кондиционеры, а первые автомобили с ними (это были «Кадиллаки») появились в 1930 году, в российских автомобилях предусмотрены только с недавних пор.

И в таком состоянии отечественное автопроизводство столкнулось с жесткой конкуренцией со стороны признанных лидеров мирового авторынка. И это еще одна причина, по которой удержать рынок российский автопром долго не сможет.

Зыбкое лидерство

До сих пор лидерство российских автомобильных компаний базируется на трех столпах. Во-первых, это цена. Пока напичканные электроникой иномарки (даже произведенные в России) стоят дороже отечественных моделей. Во-вторых, развитая дилерская сеть – иностранные компании, работающие в России сравнительно недавно, этим похвастать не могут. В-третьих, дешевый и понятный ремонт в случае поломки. Российскую продукцию можно починить в любой автомастерской буквально «на коленке», чего не скажешь об иномарках, у которых и к мотору бывает непросто подобраться.

Однако сегодня и эти преимущества российских моделей постепенно нивелируются. Платежеспособность населения увеличивается. К тому же активно развивается сектор автокредитования. При этом иностранные концерны открывают в России свои банки.

Уже получили лицензии для работы в России «Тойота Банк» и «БМВ Банк», о намерении развернуть кредитное представительство заявляла и компания Crysler. Неудивительно, что потребитель все чаще отдает предпочтение иностранным моделям.

Преимущество в виде широкой дилерской сети – также лишь вопрос времени. Судя по тому, что многие крупнейшие мировые автоконцерны российский рынок рассматривают как приоритетное направление деятельности, развитию собственной дилерской сети в нашей стране они будут уделять повышенное внимание.

Что касается доступности ремонта, то здесь позиции российских компаний весьма прочны. И именно за счет этого преимущества российским компаниям пока удается удерживать свои позиции. На сегодняшний день для отечественного (особенно регионального) потребителя возможность ремонта в соседнем гараже у хорошо знакомого мастера – фактор немаловажный.

Хотя, конечно, столь большое значение ремонту российские потребители придают «благодаря» предсказуемому невысокому качеству продукции отечественного автопрома. Судите сами: приобретая бытовую технику или электронику, потребитель уже не задумывается над тем, что покупку придется ремонтировать, не задается вопросом, во сколько это обойдется.

Однако если дело касается покупки автомобиля, то это основной вопрос. Эту привычку в российского потребителя в течение многих десятилетий закладывали сами российские автопроизводители. Любые автомобили ломаются, российские ломаются часто.

Иного нет у нас пути

Продукция отечественной автомобильной промышленности абсолютно неконкурентоспособна. Российское производство отстает от мировых аналогов на несколько лет. И ликвидировать это отставание в ближайшее время собственными силами вряд ли удастся, так как сегодня у российского автопрома нет возможностей для технологического рывка.

Ведь автомобиль – это лишь вершина айсберга. Для создания современного авто необходимы технологии по производству электросистемы автомобиля, кондиционера, бортового компьютера и многого другого. Следовательно, необходимо, чтобы отечественная промышленность была готова удовлетворить эти потребности. Пока этого нет.
А закупки зарубежных аналогов приведут к увеличению стоимости автомобиля, что сделает его еще менее конкурентоспособным. Кроме того, сегодня мир столкнулся с резким удорожанием энергоносителей, автопром ищет новые топлива – биотопливо, электричество и, если пофантазировать, водородные двигатели. Готова ли к такому повороту событий наша индустрия?

Между тем, возможно, это шанс для того самого прорыва – проще начать с чистого листа.

Выводы неутешительны: если в ближайшее время ничего не изменится, отечественную автомобильную промышленность мы потеряем. Впрочем, нужен ли России ТАКОЙ собственный неконкурентоспособный автопром? Думаю, нет. Вместе с тем сохранить собственное автопроизводство необходимо, но в качественно другом виде.

5–7 лет – примерно столько российское автопроизводство сможет продержаться на рынке, причем исключительно за счет спроса в регионах. Однако в связи с расширением сети представительств иностранных автоконцернов российские компании, если ничего не изменится, потеряют и регионы, поэтому российским производителям необходимо уже сегодня встать на путь, который выведет отечественный автопром из тупика.

В нынешней ситуации, когда самостоятельно революционный рывок совершить скорее всего не получится, необходимо искать иностранных партнеров, которые уже обладают необходимыми технологиями и опытом создания конкурентоспособной продукции. В России уже есть успешный пример совместного сотрудничества – это СП АвтоВАЗа и GM, выпускающее Chevrolet Niva. Эта модель в прошлом году стала лидером продаж в сегменте кроссоверов.

Пример во многом показателен. С одной стороны, Chevrolet Niva является отечественным брендом, который пользуется спросом у российского потребителя, даже в регионах. С другой – это комфортный иностранный автомобиль. Как мне кажется, сегодня такая форма со-трудничества – наилучший вариант для вывода российского автопрома из кризиса.

Благодаря сотрудничеству с иностранными компаниями российские производители смогут максимально эффективно использовать те плюсы, которые у них есть, – производственные мощности и бренды. Иностранные разработки могут превратить российские модели в комфортные современные автомобили. Это позволит российским компаниям выжить в условиях жесткой конкуренции. На сегодняшний день это основная задача для российского автопрома.

Если пофантазировать, то возможен другой вариант – путь корейских и китайских автопроизводителей. Вспомним, как сначала относились к корейским автомобилям: «Да приборную панель можно пальцем пробить!» О китайских сейчас отзываются не лучше.

Прошло 10 лет. «Корейцы» превратились в хорошие современные автомобили, ничем не уступающие европейским собратьям.

Китайские компании начинали с сотрудничества с западными автогигантами, получая технологии и процессы, а потом постепенно выкупали доли в СП. Сегодня в Китае иностранному инвестору не может принадлежать более 50% предприятия. Кроме того, чтобы выйти на китайский рынок, инвестор должен обязательно сотрудничать с китайским производителем. Китайцы не стали изобретать велосипед, а пошли проторенной в свое время японцами и корейцами тропой. Китайским производителям нужно еще 7–10 лет, чтобы достичь их уровня. Впрочем, они начинали с нуля.

 
Мы на этом рынке старожилы. Поэтому уже не можем просто дисквалифицировать себя и производить плохую, но очень дешевую продукцию. В отличие от Китая нам недоступны дешевые рабочие руки, а в скором времени и относительно недорогая энергия станет не по карману. Так что нам придется искать свой путь развития автомобильной промышленности.    

Иностранцы в России, производство автомобилей (тыс.)

 

            2007          

 2008

           2009         

     2010–2012      

    Мощность 

 Toyota   

  Открытие

  Около 18

 

 

 50–200

 GM 

 Открытие

 

 

 70

 Suzuki   

 Открытие

 

 26–50

 Nissan 

 Открытие

 

 40

 
 Ford

  73

 72 + 1 новый Mondeo

 

 125

 120–160

 Hyndai  

 Открытие

 100

 
 Volkswagen 

 Открытие

 

 

 120

 Renault(Автофрамос) 

 80

 80

 160

 160

                                    
                
                                                        



    Партнеры