По сообщениям информагентств, основной причиной финансовых проблем и связанных с ними задержек рейсов самолетов альянса AiRUnion стало резкое повышение цен на авиационный керосин.
Удивительно, что одна из крупнейших компаний альянса "КрасЭйр" — монополист в своем регионе, уверенно идет к краху. Скорее всего, в этом есть доля вина руководителей авиаперевозчика.
Пострадали, как всегда, простые граждане, немало заплатившие за билет. Теперь люди не могут улететь, ожидая рейса несколько часов, а то и суток. На помощь пришло правительство — альянсу выделили из госрезервов 24 тонны топлива. Но не помогло — задержки продолжаются.
Ряд российских авиакомпаний — "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК России — приняли решение оказать помощь пассажирам AiRUnion и перевезти их своими самолетами по уже купленным билетам. Как можно было решить проблему и избежать повторения ситуации?
Во-первых, авиакомпании могут покупать опционы на поставку ГСМ (горюче-смазочных материалов) и тем самым фиксировать цену топлива заблаговременно.
Во-вторых, возможно введение обязательного страхования пассажиров от невылета. У этой меры есть существенный минус — повышение стоимости билетов для всех пассажиров.
В-третьих, большую часть цены топлива составляют налоги. Снижение налоговой составляющей снизит общую стоимость ГСМ.
В-четвертых, в данном случае очевидна плохая работа контролирующих органов — например, Росавиации, а также плохое качество аудита. Скорее всего, аудиторских проверок попросту не было.
Особенность нашей страны заключается в том, что население узнает о проблемах компаний в момент апокалипсического удара — когда долги достигли суммы в миллиард долларов. Негативным тенденциям в начале падения остаются без внимания.
Недавний международный опыт: в Великобритании национализирован "падающий" банк Nothern Rock. В США ведется борьба за спасение Fannie Mae и Freddie Mac, в которые министр финансов России Алексей Кудрин (решения, конечно, принимал не только он) вложил средства российского стабфонда. Кстати, средства стабфонда могут пострадать из-за политической ситуации в Южной Осетии и Абхазии.
В-пятых, заслуживает внимания предложение Сергея Доренко в сегодняшнем "Утреннем развороте" на радио "Эхо Москвы" о резервном государственном самолете Ту-154, который мог бы перевозить пассажиров задержанных рейсов. Сергей Леонидович произнес его, как мне показалось, с иронией.
Как заметил другой ведущий “Эха”, автомобильный обозреватель Александр Пикуленко — только наши граждане могут смиренно ждать в аэропорту и плакаться журналистам. Другие бы давно устроили какой-нибудь митинг или завалили суды исками в отношении авиакомпаний, но, впрочем, в этой области дела обстоят примерно также как и с ГАИ. Цитата не дословная, но смысл верный.
Здесь будет к месту цитата Наполеона Бонапарта: когда народы перестают жаловаться, они перестают мыслить.