Российские ученики будут изучать ГУЛАГ

Школьные предметы перепишут «под Солженицына»?

Министерство образования и науки РФ выпустило «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях». Так оно выполнило поручение премьер-министра Владимира Путина активнее читать великого русского писателя в школе. Александра Исаевича теперь станут проходить сразу по трем дисциплинам – литературе, истории России и русскому языку.

«Изучение в школе творчества Александра Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века», говорится в методическом пособии Минобрнауки. До сих пор отечественные педагоги, оказывается, давали представление о личности Солженицына «фрагментарно». Поэтому ситуацию нужно срочно исправлять.

Главный упор в изучении творчества Александра Исаевича сделают на уроках литературы. В 11-м классе школьники проходят рассказ «Один день Ивана Денисовича», теперь к нему добавятся и другие произведения: «Матренин двор» и «Крохотки», которые ребята будут читать в 9-м классе. Правда, авторы методички откровенно признают, что для девятиклассников изучение Солженицына трудное дело, однако от своих намерений не отказываются.

Что же рекомендовано школьным «литераторам»? Прежде всего, давать образ Ивана Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». «Образы этих героев позволяют говорить о том, как представляли себе писатели национальный русский характер, в чем видели его основные особенности», пишут в методичке. Одновременно в гуманитарных классах «возможно сопоставление рассказа «Один день Ивана Денисовича» с фрагментами из «Записок из мертвого дома» Ф.М. Достоевского с точки зрения изображения человеческого характера в особых обстоятельствах – в условиях неволи».

Далее учителям советуют сопоставлять Шухова с образами Матрены (рассказ «Матренин двор») и Юшки (рассказ А. Платонова «Юшка»), что «позволит рассмотреть тему праведничества в русской литературе ХХ века и решения ее разными писателями». Нужно честно признать, что для старшеклассников это будет непосильным занятием – ну не любят наши дети читать сложные произведения Платонова! Тем не менее педагогам предлагается вписать рассказы Солженицына в контекст всей русской культуры – сравнить их с произведениями Пушкина, Некрасова, Достоевского, Гоголя и даже Тургенева. Очевидно, несчастного Ивана Денисовича будут сравнивать с убогим Акакием Акакиевичем и беззлобным Макаром Девушкиным. Помимо этого ученики должны знать биографию Солженицына и его нобелевскую речь (хотя бы фрагментарно).

Возникает вопрос: где взять на все это часы? Литература ХХ века – один из самых напряженных предметов, авторов и произведений для изучения чрезвычайно много, и все очень важные. Значит, придется кого-нибудь "резать"…

Рассказы Солженицына будут также проходить и на русском языке – в разделе «стили речи». Из произведений Александра Исаевича возьмут авторские неологизмы (коих огромное количество) и просторечия. А для развития речи учеников подберут дидактический материал по темам «Описание природы», «Описание помещения» (например, из рассказа «Абрикосовое варенье» или других), «Описание внешности человека» (из разных произведений), «Обучение написанию подробного изложения и изложения текста-миниатюры». Для подготовки к изложению в 9 классе станут использовать миниатюры Солженицына «Колокольня», «Колокол Углича», «Вязовое дерево» и другие. Философские зарисовки «Отраженье в воде», «Старое ведро», «На родине Есенина», «Лиственница» и другие пригодятся для 10–11 классов при подготовке к сочинению части «С» ЕГЭ по русскому языку.

Ну и, конечно, творчество классика ХХ века станут проходить и на истории России, причем как в 9-м, так и в 11-м классах. Сталинская эпоха, «большой террор», ГУЛАГ, хрущевская оттепель, борьба с диссидентами при Брежневе… Все эти темы надо будет проиллюстрировать примерами из рассказов, повестей и романов Александра Исаевича.  «Произведения  писателя  – уникальный источник  для  осмысления особенностей советского общества в эпоху масштабных перемен, специфики демократизации общественной и политической жизни страны, формирования оппозиционных движений, появления  новых имен  в общественно-политической жизни страны», говорится в методическом пособии для школы. Это «ценнейший источник для понимания цивилизационных особенностей России, богатейший ресурс для нравственного и гражданского воспитания  молодежи». 

Эффективными формами изучения историко-культурного наследия Солженицына, по мнению чиновников Минобрнауки, станут семинары, дискуссии, «круглые столы» и ролевые игры. Интересно, как дети будут «играть» в ГУЛАГ? Разделятся на зеков и охранников? А учитель станет «хозяином» зоны?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру