В частных школах появятся «муниципальные» дети

Они пойдут в детсадовские группы.

12 сентября 2008 в 14:20, просмотров: 908

В Москве действует 218 частных школ, в них учится 18,5 тысячи ребят. Около 1000 детей занимаются бесплатно или на льготных условиях. Однако вскоре число негосударственных образовательных учреждений (НОУ) может резко сократиться, и тогда у учеников возникнут большие проблемы… Об этом шла речь на конференции, посвященной развитию частных школ в столице.

Справка. Средняя стоимость обучения в НОУ составляет в Москве в среднем 18 тыс. руб. в месяц. В 74% частных школ существует вступительный взнос, средний размер которого – 30 тыс. руб. В стоимость обучения, помимо уроков, входит питание, учебники и кружки. Иногда – транспорт до школы и другие услуги. Среднее число детей в «частном» классе – 12 человек, среднее количество учащихся в НОУ – 95 человек.

Негосударственные школы выполняют в Москве чрезвычайно важную социальную функцию, говорилось на конференции. Они аккумулируют проблемных ребятишек, с которыми госшколы не могут справиться. Среди учеников-«частников» 10-30% – дети с речевым нарушением, 10-40% – с повышенным уровнем тревожности, нестабильным психоэмоциональным состоянием, 2-10% – инвалиды, 5-15% – дети с неродным русским языком. Еще 20-30% – ребята с повышенной подвижностью, которым трудно усидеть на уроке в обычной школе. Еще одна категория (до 30%) – одаренные ребятишки. Большинство частных школ вынуждены содержать в штате логопедов, психологов, врачей.

Педагог НОУ работает не с классом в целом, а с каждым учеником в отдельности. Ведь способности у ребят разные: кто-то все схватывает на лету, а кому-то требуется более тщательное объяснение. И интересы у них различные: одни – ярко выраженные гуманитарии, другие склонны к математике и естественным наукам. Есть еще одна проблема: в негосударственные альма-матер приводят детей, у которых есть трудности в обычных школах – конфликты с одноклассниками и учителями. Причины их разные, но результат один: у ребенка пропадает желание учиться. Проблемных детей с каждым годом становится все больше, а «государственные» педагоги не всегда умеют работать с ними.

Значение НОУ признают и столичные чиновники. Первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнешова подчеркнула, выступая перед педагогами, что департамент не делает различия между гос- и негосшколой. Однако на практике частные альма-матер оказываются в весьма сложных условиях.

Проблемы НОУ особенно обострились в этом году. И связаны они с… увеличением рождаемости. Малышей в столице с каждым годом становится все больше – Россия постепенно выползает из демографической ямы, в которую попала из-за спада рождаемости в начале 1990-х. И малышам срочно нужны «дошколки». В Москве принята специальная программа по строительству детсадов – в течение трех лет в городе будут открывать по 100 дошкольных учреждений в год. Но этого все равно мало – в очереди «на горшок» сейчас стоят 23,5 тыс. малышей. К тому же в Москве свободной земли почти не осталось, особенно в Центральном и Западном округах… Значит, нужно искать другие резервы.

Взгляды чиновников, понятно, обратились на негосударственные школы. Большинство из них арендует здания детсадов – в 1990-е годы столичное правительство весьма охотно сдавало пустующие помещения под НОУ. Но теперь ситуация кардинально изменилась. Чиновники открыто говорят руководителям частных альма-матер – освобождайте здания «дошколок», продлевать договоры аренды мы с вами не будем. Но куда в таком случае денутся проблемные дети? Пойдут опять в муниципальные школы? То-то радости будет у учеников и учителей…

Какой же выход? По словам Курнешовой, он может быть в том, чтобы частные школы открывали у себя детсадовские группы. «Если НОУ возьмет ребятишек из очереди в дошкольные учреждения, то проблем с помещениями у него не будет», – пообещала Лариса Евгеньевна. Более того – город готов платить за содержание таких детей по утвержденному нормативу. Конечно, это небольшие деньги, но все же… Может быть, таким образом действительно решатся две острейшие московские проблемы – аренда помещений и сокращения очереди в детсады.

Другой темой для обсуждения на конференции стали корпоративные стандарты обучения. Министерство образования и науки РФ разработало госстандарты для федеральных и муниципальных школ, а Ассоциация негосударственных образовательных организаций России – для НОУ. Они включают в себя определение юридического статуса негосударственной школы, ее концепции, управления, материально-технического и кадрового обеспечения, наличия учебных программ, библиотечного фонда, проведения внеклассной работы, а также систему контроля качества образования. Все это должно способствовать повышению уровня знаний учеников НОУ, развитию их интеллектуального, творческого и физического потенциала.



    Партнеры