Первыми "изобретателями" компаса были амебы (ВИДЕО)

В поисках пищи эти простейшие животные используют специальный внутриклеточный механизм.

Амебы движутся к своей добыче, переползая с помощью выростов клетки – псевдоподий или иначе ложноножек. Передвижение управляется с помощью особого молекулярного компаса, обнаруженного исследователями из Калифорнийского университета Сан–Диего. Результаты исследования были опубликованы на этой неделе в журнале Current Biology. Это открытие исключительно важно, поскольку аналогичные механизмы существуют у людей и позвоночных животных, где они выполняют несколько иные функции: помогают иммунным клеткам находить и обезвреживать инфекционные факторы.

Любопытно, что один из типов иммунных клеток – макрофаги – очень напоминают амеб. Как и амебы, они являются независимыми одиночными клетками, способными к активному и самостоятельно движению с помощью ложноножек.

Амеба вида Dictyostelium discoideum находит бактерий, которыми она питается, по запаху и движется к ним, после запуска внутриклеточного молекулярного мотора. Основным веществом молекулярного мотора является белок RAS. Что же является "ключом зажигания" для RAS-белка, долгое время оставалось неизвестным.

Профессор Ричард Фертел и его коллеги обнаружили белок NF1, который оказался связующим звеном между химической системами, обнаруживающими пищу, и системами запуска двигательных реакций.

Мутантные по гену, кодирующему этот белок, амебы неспособны ползти по направлению к пищевого агенту. Они беспорядочно перемещаются и захватывают своими ложноножками случайные объекты.

Справка MK.RU

Амебы Dictyostelium discoideum живут как обычные одноклеточные животные. Однако, когда им угрожает вымирание, например, от недостатка пищи, они выпрыскивают в окружающую среду аттрактант – вещество, которое притягивает к себе других таких амеб. И тысячи амеб превращаются в одного "червячка", который переползает на другое место и дает "спору".