Полеты на планету Япония теперь осуществляются прямо из Музея Востока

Самая оригинальная часть японской культуры предстает во всем величие на выставке "Art of War. Оружие и доспехи самураев".

27 октября 2008 в 12:16, просмотров: 349

Война как искусство стало всеобъемлющим понятием для японской аристократии начиная с 14 века. Ведение войны для истинного самурая заключалось в тактике дезинформирования противника, в хитроумных уловках, чтобы тот почувствовал себя в безвыходном положении и совершил бы, в конце концов, обряд Сэппуку. Недоумевающие европейцы назвали его Харакири, что переводится как вспарывание живота. На самом деле Сэппуку – тоже искусство: искусство владения мечем, искусство решительности.

Искусство войны выражалось и в искусной амуниции воинов, и в их вооружении. Вопреки распространенному мнению, основным оружием самурая был не меч, а лук со стрелами, и мощные доспехи со шлемом должны были служить непробиваемым «зонтиком» от града стрел. И только в близком бою в дело вступал меч – священный предмет для любого японца. «Бой самурая – это не фехтование, а мгновенное поражение противника, объясняет человек в кимоно из общества японских единоборств, а заодно «расшифровывает» в замедленном движении бой, который в реальной жизни длится не более одной секунды. – Вынимая меч из ножен, я этим же движением отрубаю противнику руку, а затем наношу разящий удар в шею – зачем самураю жить без руки?..»

Так получилось, что в Японии отсутствует ювелирное искусство в европейском понимании. Весь свой талант мастера вкладывали в создание совершенного оружия и делали для него драгоценную оправу. Но самурайские мечи принято выставлять обнаженными, поэтому драгоценные «одежды» на выставку не попали. На лезвие наносилась тончайшая гравировка символического значения. Например, ритуальный Катана, который никогда не видел крови, украшен гравировкой в виде летящих цветков сакуры, оторвавшихся от ветвей как символ бессмертной души, оторвавшейся от плоти.

Один из самых интересных экспонатов – меч известнейшего мастера, «страшного и ужасного» Мурамаса. Меч в Японии почитается как икона в России, но мечи этого мастера отыскивали и уничтожали. Считают, что Мурамаса, не согласный с политикой правящего клана Токугавы, вложил в свои мечи проклятие для всей семьи Токугава. А еще меч Мурамаса считался вместилищем воинствующих духов и, вынутый из ножен, жаждал только крови и смерти (наверняка, эта легенда выдумана самим перепуганным Токугавой). Одно время обладатель меча Муромаса автоматически объявлялся преступником, поэтому владельцы часто переделывали авторскую подпись на клинке, как сегодня перебивают серийные номера. В Музее Востока легендарный меч экспонируется обнаженным но, как уверяют организаторы выставки, москвичам боятся нечего.

Вдохновенное выступление куратора выставки Георгия Аистова помогает хоть чуточку понять загадочную японскую душу: "Они мыслят иначе, общаются на другом уровне. В Японии меня поразили две вещи: менеджер в метро, который поклоном приветствует каждого входящего, и Таксист, читающий Достоевского, пусть и не в оригинале". А тем временем видеопрезентация подходит к концу, и вдруг… воины в кимоно прорываются через экран, разрубая его в лохмотья. И взорам предстают роскошные доспехи сегуна.

Война, все-таки, не искусство, а ремесло. А ремеслом этим скромные интеллектуалы на том краю земли владеют в совершенстве.

   



Партнеры