Ученые смогут конструировать вирусы, которые могли бы использоваться вместо антибиотиков

Исследователи из университета Пурдью (США) описали атомную структуру белкового комплекса, обеспечивающего финальный этап сборки вируса.

26 декабря 2008 в 13:31, просмотров: 415

"Наномотор", отвечающий за упаковку вирусной ДНК в капсулу вируса, развивает усилие, в двадцать раз превышающее силу сокращения белкового комплекса, обеспечивающего работы мышц у животных.

Исследователи установили, что система, обеспечивающая попадание ДНК внутрь капсулы вируса, состоит из двух дисков с пятью белковыми сегментами между ними. Эти пять молекул одного и того же белка gp17 были выделены и проанализированы отдельно, для реконструкции с точностью до отдельных атомов.

По рассеиванию рентгеновских лучей на кристалле белка ученые установили структуру gp17. С помощью электронного микроскопа они смогли рассмотреть структуру "наномотора" в целом - и вместе эти данные привели к появлению подробного описания механизма диаметром в несколько десятков нанометров.

Ученые выяснили, что пять молекул белка работают подобно микроскопическим поршням, подтягивающим два диска (вместе с закрепляющейся на одном из них молекулой ДНК) друг к другу. При этом притяжение обеспечивается за счет электростатических сил, а необходимая для работы молекулярного механизма энергия берется из универсального клеточного "топлива", аденозинтрифосфата (АТФ).

Новая работа может помочь во многих областях, поскольку на редкость эффективный механизм обнаружен у вируса, поражающего исключительно бактерии (бактериофага). В будущем такие вирусы могли бы использоваться вместо антибиотиков (фаговая терапия; впрочем антимикробное действие вирусных белков уже обнаружено), а сам молекулярный мотор мог бы использоваться и в искусственных механизмах, сообщает Lenta.