Снос Кругового депо, построенного по проекту архитектора Тона в 1846-1851 годах, стоит на повестке дня с 2011 года, когда здание перешло в ведение РЖД. Железнодорожники и столичные власти неоднократно пытались найти другие варианты строительства четвертого главного пути на участке Москва-Крюково, но компромисса не нашли. "Не умеют поезда ходить буквой "Г", - в сердцах заявил "МК" чиновник из стройкомплекса.
Москва поддерживает строительство дополнительного пути, так как оно поможет запустить тактовое движение электричек от Ленинградского вокзала до Зеленограда. "Метро в город-спутник строить не планируется, но эту функцию будет выполнять железная дорога", - подчеркивает вице-мэр Марат Хуснуллин. После обновления железнодорожной инфраструктуры путь из центра столицы до Зеленограда сократится до 25 минут, поезда будут ходить с интервалом 5-7 минут. Сергей Собянин на встрече с муниципальными депутатами ЗелАО пообещал, что проект будет реализован до конца 2014 года. Кроме того, создание нового пути будет способствовать развитию скоростных перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом. Сейчас рейсов «Cапсанов» явно не хватает, билеты на "пиковые" дни всегда в дефиците.
Глава Москомнаследия Александр Кибовский рассказал «МК», что проектировщиками были разработаны четыре варианта реконструкции Кругового депо, которое является объектом культурного наследия. "Лично я поддерживал проект, предусматривающий полное сохранение депо с поднятием здания на 8 метров, чтобы под ним могли ходить поезда. Однако эксперты высказались за тот вариант, который сейчас реализуется", - заявил Кибовский. Он напомнил, что в Москве есть только один пример, когда памятник переносился на искусственные сваи - это Большой театр. Эксперты, по словам Кибовского, опасались, что Круговое депо ее не перенесет, так как здание находится в плохом техническом состоянии. (Купол давно исчез, вокруг появились хаотичные постройки). Нынешняя реконструкция предусматривает демонтаж 9 секций, мешающих строительству пути. Оставшуюся часть здания (13 секций) сохранят и отреставрируют, отгородив от мчащихся поездов прозрачной стеной. "Таким образом пассажиры смогут увидеть, как устроено депо с его поворотным кругом изнутри", - говорит Кибовский, отмечая, что это "нормальный европейский проект".
Он напоминает, что в XIX веке Круговое депо было типовым решением. Точно такие же сооружения для обслуживания поездов Тон построил в других городах по пути Николаевской железной дороги. Два из них - в Твери и в Санкт- Петербурге - находятся в хорошем состоянии, и могут служить утешением для ценителей промышленной архитектуры, считает глава Мосгорнаследия.