Четыре часа и пять лет: почему президент США срочно слетал в Афганистан

О чем Барак Обама будет говорить в Вест-Пойнте?

В прошедшую субботу с аэропорта Эндрюс под Вашингтоном взлетел президентский лайнер ВВС-1. На следующее утро он приземлился в аэропорту Баграм близ афганской столицы Кабула. На борту лайнера кроме Обамы находились его помощница по делам нацбезопасности Сюзен Райс и его советник Джон Подеста, сын которого сейчас как раз служит в Афганистане. Кроме них на борту президентского лайнера были главный помощник президента Дэн Файффер и помощник президента по национальной безопасности Бен Родс. Кроме того в свиту президента «затесался» звездный музыкант в стиле кантри Брэд Пейсли. Пока Обама совещался с генералами, Пейсли развлекал 32 тысячи американских джи-ай на гигантском ралли.

О чем Барак Обама будет говорить в Вест-Пойнте?

Президент Обама провел в Афганистане немногим более 4 часов. По сути дела он не покидал пределов аэропорта Баграм. Почему такая спешка и столь тайный бросок? Сначала напомню, что краткосрочный визит в Афганистан состоялся в День поминовения всех американских воинов, павших в битвах за интересы своей страны и кое-кого еще.

Прибыв в Афганистан Обама поблагодарил американских солдат за их службу и сообщил им, что отныне вся ответственность в Афганистане переходи в руки местных вооруженных сил. «В этой части света «Аль-Каида» в бегах и это благодаря вам», — сказал Обама. Но он тут же добавил: «Все знают, что Афганистан по-прежнему очень опасное место». Еще бы не знать! США воюют в Афганистане более 12 лет. Это самая долгая война в истории США. Обама сказал, что «в прошлом году произошло судьбоносное событие — афганские войска стали брать на себя все более увеличивающуюся ответственность за безопасность своей страны. Для многих из вас это будет последний заезд в Афганистан». А в конце этого года передача ответственности будет завершена. Афганцы возьмут на себя полную ответственность за свою безопасность, а наша боевая миссия завершится».

Нынешний визит в Афганистан у Обамы уже 4 по счету. Последний раз он побывал в этой стране 1 мая 2012 года. А говорил он, приблизительно тоже самое, что и 25 мая 2014 года. После встречи с солдатами, Обама направился в военный госпиталь. И это было не только гуманитарным, но и политическим жестом. Сейчас Белый дом находится под огнем критики за неадекватную работу Администрации по делам ветеранов. В ходе брифинга на борту самолета Родс пытался убедить репортеров, что скандал вокруг администрации по делам ветеранов «не был фактором, вызвавшим необходимость этого визита». Но, добавил он, Обама будет говорить с ветеранами о том, какую заботу о них проявят, когда они вернутся домой. И пообещал помочь в их переходе в гражданскую жизнь. Он обещал также, что ветеранов будут нанимать на работу в первую очередь, что «это святая обязанность» американцев.

В ходе пребывания в Афганистане Обама не встречался ни с президентом Хамидом Карзаем, ни с нынешними кандидатами в президенты Абдуллой Абдуллой и Ашрафом Гани, которым предстоят перевыборы 14 июня. По словам Родса президент Обама «не хотел вмешиваться в афганские выборы в середине предвыборного сезона». Тем не менее, находясь в Баграме, Обама воздал хвалу президенту Карзаю за прогресс в обучении афганских сил безопасности и за успешное проведение первого раунда выборов. Он также похвалил Карзая за его инициативу наведения мостов с талибами. Казалось бы все о’кэй. Но президент и его администрация еще не решили останутся ли американские войска в Афганистане после 2014 года.

Поездка в Афганистан была лишь, так сказать, внешне-политической разминкой Обамы перед выступлением в среду в военной академии Вест-Пойнт. Это выступление рекламируется как основополагающее. В нем Обама должен изложить свое видение международной жизни, видение того, когда США должны и когда не должны применять силу в мировых событиях. Таким образом, четыре часа в Афганистане были прелюдией для объяснения пятилетнего пребывания Обамы в Белом доме в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами США.

Выступление в Вест-Пойнте будет во многом ответом на критику внешней политики Обамы. Эта критика особенно усилилась в связи с событиями в Сирии и Украине. «Вы услышите о том, как президент будет рассказывать как используют США все орудия нашего арсенала, но при этом не перебарщивая. На кону поставлено многое и время для такой речи настало». К тому же, войны в Ираке и Афганистане подходят к своему логическому концу.

Высшие представители администрации уже начали подготавливать конгресс к речи президента. Так, глава штата Белого дома Денис Макдонуг и советник президента по национальной безопасности Сюзен Райс встретились с двухпартийной группой сенаторов. Они рассмотрели некоторые проблемы международного положения, которые будут затронуты в выступлении Обамы. Однако подготовительная работа представителей Белого дома особого впечатления на конгрессменов не произвела. Так, например, сенатор Боб Коркер, республиканец из штата Теннесси, заявил, что встреча носила какой-то «чудной характер».

Критика внешней политики Обамы особенно усилилась в тот момент, когда он находился в турне по некоторым азиатским странам. Отбиваясь от критики, суть которой состояла в том, что он «струсил» в Сирии и Украине, Обама заявлял, что его цель «избегать дорогостоящих ошибок на мировой сцене. Почему это все так хотят использования военной силы после того, как у нас за плечами целое десятилетие войны, стоящей нам неимоверных усилий?» — говорил Обама во время пребывания на Филиппинах. Он говорил также: «И чего по мнению критиков мы бы могли бы добиться с применением военной силы?»

Шквал критики обрушился на Обаму тогда, когда сирийское правительство президента Асада перешло так называемую «красную линию». «Красная линия» означала прямые военные действия США против Сирии в случае применения ею химического оружия. Это оружие было применено. Но Обама свои угрозы в адрес Дамаска не выполнил. Объясняя это Обама говорил, что у него появилась возможность заставить Сирию расстаться с химоружием без применения воздушных ударов американской авиации по сирийским городам. «Это последствие разумного руководства США. То, что нам не пришлось использовать ракеты для достижения наших целей, это не провал, а наоборот, успех».

Речь президента Обамы в Вест-Пойнте рассматривается как старт наступления в области внешней политики, которое получит свое развитие в ходе визита Обамы уже в Европу, включая встречу в верхах лидеров G-7 в Брюсселе и посещение Польши, которая «сбледнула» в связи с событиями в Украине. Находясь в Европе Обама изложит свои аргументы, доказывающие почему правильной политикой является «политика одновременно интервенционистская и интернациональная, а не изоляционистская и односторонняя», — заявил Белый дом. Да, для этого президенту Обаме потребуется все искусство балансирования на проволоке, протянутой между двумя самыми высокими небоскребами Нью-Йорка.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру