Спасут ли страну «реактивные» законы?

Злоба дня

Злоба дня

Президент внес в Госдуму законопроект, который вводит уголовное наказание за изготовление и продажу спайсов, и административное наказание — за их употребление «без рецепта врача». Синтетические психоактивные вещества фактически приравниваются к наркотикам. Изменения вносятся и в Уголовный кодекс, и в Кодекс об административных правонарушениях, и в закон «О наркотических и психотропных веществах».

«Наконец-то!» — наверняка выдохнут россияне, запуганные сообщениями последних недель о том, как кто-то покурил что-то вроде легальное, потерял человеческий облик и умер в ужасных мучениях...

Перед нами — типичный образец «реактивного» законотворчества. Общество, почуяв опасность, подает сигнал — власть принимает меры. Вроде бы все нормально. Но вопросы остаются.

Итак, что же предлагается?

В УК появится новая статья под названием «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ», которая за изготовление, переработку, хранение, сбыт, ввоз в РФ и вывоз из РФ этих самых веществ обещает штраф до 30 тысяч рублей или ограничение свободы на срок до 2 лет. Если все вышеперечисленное совершено организованной группой лиц или привело по неосторожности к смерти человека — наказание ужесточается до 5 лет принудительных работ или 8 лет лишения свободы. То есть преступление отнесено к тяжким. (Сейчас примерно такие же наказания УК обещает за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, всяких там мышьяков или цианидов.)

Что же такое «новые потенциально опасные вещества»?

Под этой маской и скрываются спайсы. «Вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен». Реестр составит Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В него попадут «вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами госвласти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом». То есть те, что по действию как бы наркотики, но юридически — нет.

Механизм прописан такой: гражданин в подозрительном состоянии попадает в поле зрения правоохранительных органов, проводится его медосвидетельствование — и на основании заключения врачей вещество, которое гражданин потребил, если оно еще не запрещено реестрами наркотиков или ядов, вносится в реестр. Отказ от освидетельствования грозит таким же штрафом, что и отказ от освидетельствования на наркотики: 4–5 тысяч рублей.

Обратите внимание на слова «потенциально опасное». То есть вещество в результате углубленной медицинской экспертизы может быть признано и не опасным. Но законопроект дает право на исключение из запретного реестра лишь ФСКН. И только после того как в отношении этого вещества будут установлены специальные санитарно-эпидемиологические требования или меры по контролю. На решение вопроса ведомству отводится до 2 лет...

Что касается КоАП, то в нем спайсы предлагается сразу приравнять к наркотикам. За их потребление без рецепта врача будут штрафовать на те же 4–5 тысяч или сажать под арест на срок до 15 суток. И т.д., и т.п.

Пояснительная записка к законопроекту очень краткая. Никакой мотивировочной части, статистики — мол, и так все ясно, «в целях охраны жизни и здоровья граждан». «Учитывая повышенную общественную опасность деяний», поддержал законопроект и Верховный суд. Правительство тоже в детали не вдавалось — до спайсов ли теперь правительству? Оно лишь усомнилось в утверждении ФСКН, будто расширение полномочий ведомства не потребует увеличения финансирования. «Комитет ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции рассмотрит этот законопроект на своем заседании уже 10 ноября», — заявила журналистам Ирина Яровая («ЕР»). Проклятый спайс будет побежден?

Накануне, обеспечивая пиар-прикрытие операции по внесению законопроекта, руководство ФСКН (там писали текст) заявило, что за последнее время от спайса погибло более 40 человек, 2 тысячи пострадало. Задержаны более 30 оптовых сбытчиков гадости, 330 подозреваемых. Возбуждены уголовные дела.

Значит, и действующий УК позволял бороться со спайсами? Иначе откуда уголовные дела и задержанные? Значит, действующих статей УК достаточно — если жареный петух клюнет? Многие эксперты говорят, что для борьбы со спайсами вполне можно задействовать статью 238 УК, которая обещает до 10 лет лишения свободы за оборот продукции, вредной для здоровья. Но от этих мнений отмахнулись.

И деньги — они все-таки нужны или нет? Лаборатории, которые проводят экспертизу на наркоту, в принципе есть в каждом субъекте Федерации. Но оборудование там, признают сотрудники правоохранительных органов, по большей части безмерно устарело и «не ловит» даже все известные наркотики. Что уж говорить о многочисленных модификациях добавок в спайсы! Главный нарколог страны Евгений Брюн недавно сказал в Госдуме, что лаборатория, которая может проводить глубокую экспертизу синтетики, в России ВСЕГО ОДНА: в Перми.

И будут ли ставить потребителей спайсов на учет, как наркоманов? И если да, то где их собираются лечить?

О развитии системы реабилитации для наркозависимых в президентском законопроекте нет ни слова. Создавать системы — муторно и дорого. Это мы не любим. И потому главным способом реагирования на различные угрозы у нас остаются все новые и новые запреты, реестры, сроки и штрафы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру