Юрий Борисов, отвечающий в Минобороны за поставки вооружений, поставил точку в спорах о том, сможет ли российский оборонно-промышленный комплекс обойтись без украинских предприятий. По словам Борисова, в июле 2014 года Верховным главнокомандующим были утверждены планы-графики по импортозамещению украинской продукции и деньги на это уже выделены. «Сегодня мы нашли все меры, чтобы ни в коем случае динамика поступления техники от этих позиций не страдала. У нас украинский вопрос закрыт», - сказал замминистра.
Конечно, украинская промышленность, уже давно находящаяся в стадии стагнации, не может предложить России какие-либо прорывные технологии. Все то, чем сейчас могут похвастаться украинские предприятия - технологии второй половины 80-х годов прошлого века. Однако тесная интеграция между российской и украинской «оборонкой» сложилась еще со времен СССР и резать совместную кооперацию сейчас приходится по живому.
Военный эксперт «МК», директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов убежден, что хотя сейчас проблема замещения поставок с Украины не так остра, как замена комплектующих из стран Запада, вместе с тем этот вопрос будет решаться не так быстро, как многим бы хотелось.
- Отказ от сотрудничества с Украиной для нас в значительной степени - это шаг в модернизации своего производства, - убежден Пухов. - Теперь те деньги, которые мы сэкономим на Украине, можно будут использованы для «раскрутки» производства в России. Есть другой вариант - закупать те же комплектующие в Китае, который давно наладил выпуск подобной продукции.
Вместе с тем, не все позиции удастся так быстро заместить. В первую очередь это касается газотурбинных двигателей для ВМФ, которые производят на предприятиях в украинском Николаеве. Не смотря на то, что российская «оборонка» уже запланировала производство таких двигателей на своих предприятиях, срок поставлен — 2108 год, то есть идет потеря темпа строительства кораблей. По предварительным расчетам, выпуск двух или трех кораблей будет перенесен на более поздние, чем ожидалось, сроки.
Если говорить о замене вертолетных двигателей, выпускаемых украинским предприятием, то тут вопросов меньше. В советское время оно было единственным заводом, серийно производящим подобную продукцию. Однако сейчас, производство двигателей уже налажено в Санкт-Петербурге, сейчас там могут выпускать до 150 двигателей, однако это количество нужно будет удвоить или даже утроить.
Так же, для производства российских танков Т-90 ряд комплектующих закупался на Украине, однако их замена на российские аналоги пройдет абсолютно безболезненно. Как и замена оптических приборов, поставляемых для российских «убийц танков» - «Хризантем». Однако остаются вопросы по нашлемной системе целеуказания, которая еще с 1982 года производилась на киевском предприятии. По некоторым данным, российский ОПК отказался от украинской продукции, сделав выбор в пользу французских производителей, и вроде бы даже была во Франции уже была закуплена первая партия. Вместе с тем, будет ли эта страна, до сих пор не принявшая решение по «Мистралям», продолжать поставлять эту продукцию - большой вопрос.