В Госдуме проведут ревизию международных договоров «на предмет эффективности»

В нижней палате парламента обсудили, как убрать приоритет международного права, не тронув Конституцию

В Госдуме намерены проанализировать на предмет эффективности международные договоры, подписанные Россией. А потом, возможно, поставить вопрос о денонсации некоторых из них… О полном отказе от конституционного принципа приоритета международного права над национальным речи пока не идет.

В нижней палате парламента обсудили, как убрать приоритет международного права, не тронув Конституцию

На заседании Научного совета по правотворчеству при спикере Госдумы обсуждалась структура ежегодного доклада о состоянии законодательства. В 2015 году предлагается один из разделов доклада посвятить международным договорам РФ — Сергей Нарышкин напомнил, что «в последнее время среди экспертов вновь развернулась дискуссия о пределах уступчивости национального права».

Дровишек в костер дискуссии подбросил глава Следственного Комитета. На днях Александр Бастрыкин предложил убрать из Конституции РФ положение о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством. Он назвал «правовой диверсией» этот принцип, который «умело используется западными оппонентами». Очевидно, глава СК имел в виду некоторые решения Европейского суда по правам человека: значительная доля жалоб россиян в ЕСПЧ — жалобы на нарушение уголовно-процессуального законодательства.

В статье 15 нашего основного закона говорится: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Убрать это положение даже при наличии политической воли невозможно законом, как это было в случае объединения судов или продления срока полномочий президента. Статья 15 находится в главе 1 Конституции, которую можно изменить, лишь созвав Конституционное собрание. А для начала придется написать и принять закон о порядке созыва этого собрания…

На заседании Совета по правотворчеству обсуждался другой вариант решения проблемы неудобных международных договоров. Завкафедрой международного права МГИМО Александр Вылегжанин предложил «провести умную, политико-идеологическую ревизию международных договоров». Некоторые, по словам юриста, заключались с учетом обещаний, данных Западу Горбачевым и Ельциным: «Надо посмотреть внимательно, и, возможно, прекратить действие некоторых из них».

Вице-президент РАН Талия Хабриева поддержала идею. Ряд соглашений устарел или не исполняется, сказала она, и привела пример: на последнем заседании Комиссии правительства по законопроектной деятельности обсуждались предложения Минздрава ратифицировать три международных соглашения, целесообразность включения которых в правовое поле России весьма сомнительна. По сведениям «МК», речь идет о двух соглашениях об оказании медицинской помощи в рамках СНГ (оба — 1997 года) и соглашении о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ-инфекции (1998 года).

В открытой для прессы части заседания ни один политик не высказал своего мнения по поводу инициативы господина Бастрыкина. Позднее глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») подтвердил «МК», что решение об анализе международных договоров РФ в отчете о состоянии законодательства принято, но проанализировать все договоры невозможно, «это слишком большой массив документов». Пока предлагается ограничиться международными договорами, «гарантирующими соблюдение прав человека и основных свобод», и договорами «в сфере защиты иностранных инвестиций». Г-н Плигин не исключил, что в процессе работы будут выявлены устаревшие документы, и «может быть поднят вопрос об их денонсации в соответствии с положениями самих договоров».

Российское законодательство сейчас предусматривает возможность приостановления или прекращения действия того или иного договора, пакта, конвенции или соглашения на территории РФ. Обычно процедура и условия денонсации прописывается в самом договоре. Инициатором разрыва может стать президент, если речь идет о документе, ратифицированном парламентом. Дать рекомендации на сей счет главе государства имеют право и правительство, и палаты парламента, и Верховный Суд, и Генпрокуратура, и уполномоченный по правам человека. Правила таковы: если договор ратифицирован законом, только законом его действие может быть прекращено (достаточно вспомнить «закон Димы Яковлева», который означал выход России из двустороннего соглашения с США об усыновлении).

А для того, чтобы Россия смогла не выполнять решения ЕСПЧ, достаточно выйти из Совета Европы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26756 от 5 марта 2015

Заголовок в газете: Ревизия на высшем уровне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру