Донбасс в составе России: почему этот сценарий очевиден

«Пусть вас не смущают дипломатические заявления Путина»

Спустя ровно год после «победоносной» сдачи Славянск и Краматорска не ведающим упреков, но ведающим страх полковником Гиркиным у Донбасса осталось только два пути дальнейшего развития. Собственно, потому и случились Минские соглашения, что нужно было срочно прекратить массовые обстрелы мирных кварталов Донецк и его городов-спутников, оказавшихся на прифронтовой линии после неудачного блицкрига имени Стрелкова.

«Пусть вас не смущают дипломатические заявления Путина»

Теперь же после полугода их номинального действия осталось либо де-факто интегрировать Донбасс в состав Российской Федерации, либо же оставлять его на растерзание унитарно-общинному режиму Порошенко. Поскольку, как рассказывают знающие люди в Кремле, никто не намерен Донбасс отдавать, остается одно — его интегрировать.

И пусть только вас не смущают необходимые по долгу службы дипломатические заявления министра иностранных дел, да и самого Президента России о текущей принадлежности Донбасса.

Когда Владимир Путин говорит о том, что «реализация Минских соглашений не имеет альтернативы», мы же прекрасно понимаем, что он имеет в виду — альтернатива, конечно, есть. Но называется она очень неприятно — война. И эта война, то затухая, то возобновляясь с новой силой, идет де-факто на Донбассе уже год.

Но если официально признавать войну войной, это потребует коренного пересмотра наших отношений с Киевом — прекращение дипломатических контактов, полная заморозка любых торгово-экономических, включая газовые, отношений и объявление военного положения с полномасштабным вводом российских войск на Донбасс для защиты наших соотечественников, в большинстве своем там проживающих.

Последствия этих действий не заставят себя ждать, но и это не самое критичное. Главный вопрос — нужно ли Россия сегодня признавать эту неприятную правду, идя на очевидные и более чем существенные для себя риски. Или можно пока еще продолжить сосредотачиваться, отдаляя негативную перспективу. Начало открыто признаваемого Москвой военного противостояния с Украиной — это давняя мечта не одного поколения американских советологов. Надо ли нам это? А если не надо, остается простой выбор — либо признаваемая война за Донбасс со всеми вытекающими, либо констатация формальной принадлежности Донбасса Украина последние новости из уст президента и министра иностранных дел.

На днях власти ДНР/ЛНР объявили дату проведения местных выборов. Пока еще не в единый день российского голосования (13 сентября), но уже и не в день украинского (25 октября) — 18 октября и 1 ноября соответственно.

Согласно Минским соглашениям локальные выборы на Донбассе должны быть назначены Украиной по действующему украинскому законодательству. Но, поскольку официальный Киев не торопится их назначать, понимая то, что результаты этих выборов в любом случае будут далеки от желаемых, Порошенко молча отклоняет все подаваемые ему в рамках минского формата предложения. Вот уже на День Конституции он заявил, что никакого «особого статуса» Донбассу не видать. Хотя еще осенью подписывал необходимый закон. В общем, его хата с краю.

Тем временем наши герои — лидеры ЛДНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий — взяли быка за рога и предложили сами провести выборы, коль уж Порошенко так демонстративно игнорирует взятые на себя обязательства. И будьте спокойны, проведут их в указанный срок под камеры мировых СМИ и с участием иностранных наблюдателей со всей Европы, что будет соответствовать Минским протоколам. Если только Киев вдруг не одумается и не решит поучаствовать в этом процессе. На этот случай в Верховной уже даже написали специальный закон о «запрете выборов» в Крым, ДНР и ЛНР — так демократический режим Порошенко боится волеизъявления собственных экс-сограждан.

Конечно, перефразируя известное выражение известного грузинского политика времен первичного накопления капитала (разворовывания Грузии) применительно к нынешней ситуации на Украине, «Минский процесс» — это вам не вареники кушать. Но поскольку другого все равно нет, а альтернативой является лишь старуха-война (о чем мы с вами уже говорили), остается реализовывать этот.

Принцип работы отечественной бюрократии сродни библейскому — вначале было Слово. Безответственные резонеры, оценивающие стоимость бумаги подписанных соглашений применительно к их содержанию, забывают об этом. А зря. Потому что прописанное полгода назад восстановление Донбасса на самом деле происходит. Правда, не за счет украинской стороны, а за счет помощи Российской Федерации. Но возможно это восстановление стало только и исключительно благодаря достигнутому тогда миру.

За минувшие полгода рубль стал фактически полноценной валютой Донбасса, поставщиком же российских дензнаков в непризнанные республики стала признанная Южная Осетия. Схема проста и легальна — признавшая республики Южная Осетия закупает товары в ДНР и ЛНР и продает их России. Например, так, номинально через Южную Осетию, в которой нет ни одной железной дороги, в Россию поставляются локомотивы завода «Лугансктепловоз». Восстановлена железная дорога как основа инфраструктуры промышленного региона.. Происходит переориентация донецких и луганских экономических цепочек на Россию. Создается автономная банковская система. Фактически обеспечена энергетическая и «водяная» автономия региона. Перестройка экономики Донбасса обеспечивает движение де-факто по пути его встраивания в российскую экономику.

И самое главное — из полубандитских никем не контролируемых образований народные республики превращаются в протогосударства со своей вертикалью легальной власти. Вы знаете точное число российских чиновников, командированных на Донбасс для восстановления экономики народных республик? Не без помощи российских коллег структурируется политическое пространство, из которого вымещаются вчерашние «рэкетиры» и им на смену приходят люди, в буквальном смысле отстаивавшие независимость Донбасса от киевских унитаристов с оружием в руках. А ведь сколько бывших донецких из окружения бывшего Януковича, ныне обитающих преимущественно в Москва, хотели бы вернуть себе влияние в номинально родном, но ими же преданном регионе? Вот уже и программы некоторые пишут, сливая украинским СМИ, — «Минск-2.5», «Минск-3». Не будет больше никаких новых Минсков до тех пор, пока заключенные соглашения не начнут выполняться. Это нужно четко понимать всем и в Киеве, и в Москве.

Объявленная конституционная реформа имени Порошенко вместо обещанной децентрализации сосредотачивает еще больше власти в руках украинского президента — удлиняя прямую президентскую вертикаль с уровня области на уровень района («общины»). Теперь уже президент будет назначать не губернаторов, а префектов «общин». Такой себе унитарно-общинный строй, в котором нет и не может быть места столь отличному от центрально-западной Украины региону, как Донбасс. Найдется ли в нем место Бессарабии, Буковине и Закарпатью? Днепропетровщине и Харьковщине?

Арестованные по надуманным обвинениям в «покушении на территориальную целостность» Украины лишь только за одно участие в «круглом столе» по национальным меньшинствам Бессарабии одесские журналисты Артем Бузила и Елена Глищинская уже третий месяц сидят в СИЗО бывшей Южной Пальмиры. Таковы реалии конституционной реформы по-порошенковски.

Так что Донбасс делает правильный выбор — в словах «уйти нельзя вернуться» он уже поставил запятую. И менять свое решение не намерен. Украина Донбасс потеряла безвозвратно. Удержит ли другие регионы?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26853 от 8 июля 2015

Заголовок в газете: Донбасс в составе России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру