Жидкий стул власти: зачем Кремлю нужна новая фракция в Госдуме

"Справедливая Россия - Патриоты - За правду" поможет вертикали в борьбе с пятой колонной

"Лучше меньше, да лучше". Учение Владимира Ильича Ленина в чем-то и по сей день остается верным. Скоро, очень скоро на три некрупные партии в стране станет меньше. Но с сих пепелищ бодрым фениксом взовьется новая политическая сила - могучая, кипучая и, как обещают партстроители, практически непобедимая. В общем, встречайте: "Социалистическая партия "Справедливая Россия - Патриоты - За правду".

"Справедливая Россия - Патриоты - За правду" поможет вертикали в борьбе с пятой колонной
Сергей Миронов.

Как можно догадаться уже из предлагаемого названия, слиться воедино вознамерились "Справедливая Россия", "За правду" и "Патриоты России". Объявлено, что ликвидационно-объединительные съезды всех трех организаций пройдут через месяц - 22 февраля.

Предполагается, что новую партию возглавит лидер нынешних эсеров - Сергей Миронов. Он будет ее председателем, а нынешние лидеры "Патриотов России" и "За правду", Геннадий Семигин и Захар Прилепин, получат статус сопредседателей.

По уверению Миронова, проект - отнюдь не экспромт: переговоры "с самыми разными партиями" начались еще два года назад. Ответ на вопрос "зачем" таков: "Нужно сделать так, чтобы у нас не было монополии "Единой России" и чтобы в Государственной Думе значительно увеличилось количество настоящих социалистов и патриотов".

Планы объединенной партии грандиозны. Миронов рассчитывает на то, что на предстоящих в сентябре этого года выборах в Госдуму она будет бороться "как минимум за второе место".

Политолог, специалист в области электоральных процессов Александр Кынев предлагает более прозаическое объяснение мотивов слияния. Брак этот сугубо по расчету.

"Причины у всех свои, - указывает Кынев. - У "Справедливой России" главная причина заключается  в том, что партия балансирует на уровне пяти процентов, и ее прохождение в Госдуму следующего созыва, мягко говоря, не гарантировано.

Эффекта новизны у нее нет, электорат разочарован, имеется шлейф различных негативных ассоциаций, обманутых надежд. Поэтому ей хотелось бы каким-то образом обновиться в публичном поле.

Что касается "Патриотов России" и "За Правду", у них вообще нет шансов пройти в Думу. От слова "совсем". А получить депутатские мандаты они хотели бы. Соответственно, интересы тех и других в данном случае совпали".

Кроме того, в таком слиянии заинтересован Кремль: власти невыгодно оставлять "Единую Россию" в обществе КПРФ и ЛДПР. "Когда вы сокращаете конкуренцию до минимума, протест концентрируется вокруг тех, кто остался, - поясняет политолог. - Соответственно, лучше иметь в Думе три или четыре оппозиционные фракции, чем две крупных. С крупными договариваться тяжелее, чем с мелкими. Лучше иметь несколько слабых оппозиций, чем одну большую".

Тем не менее никаких гарантий того, что альянс преодолеет пятипроцентный барьер нет, полагает Кынев. Электоральный результат не может быть результатом простого сложения рейтингов "брачующихся", ибо электорат - "не мешок с картошкой, его не перенесешь, куда захочется".

Эффект новизны тоже будет, мягко говоря, невелик. Эсеры все равно остаются старым проектом, не уверен, что перезапуск им поможет, - считает эксперт. - Миронов с точки зрения репутации реабилитации, на мой взгляд, не подлежит. Как ни назови партию, если во главе будет Миронов - будет все то же самое. Люди у нас не настолько идиоты. Семигин же с Прилепиным не обладают ни харизмой, ни ресурсами. Это не те люди, которые в состоянии вытянуть проект".

Добавим от себя, что переживать по поводу трудной судьбы мироновско-семигинско-прилепинского проекта все-таки не стоит. Даже тем, кто искренне болеет за него, не стоит хвататься за сердце и валидол. Спокойствие и только спокойствие. Для этого имеются как минимум два основания.

Первое можно назвать политтехнологическим. Россия - не Америка, где президента, как справедливо негодует лидер ЛДПР Владимир Жириновский, может послать куда подальше "любая палата, любой верховный суд, любой генеральный прокурор". И любой (любая), продолжим этот ряд, глава избирательной комиссии.

Мы не столь дикая страна, и если верховной власти чего-то хочется (пусть даже речь идет, на первый взгляд, о несбыточном), и она говорит "надо", то прочие ветви и суки хором отвечают: "Есть!". Короче говоря, если на самом верхнем этаже нашей вертикали действительно хотят видеть Миронова и Ко в Думе следующего созыва, то можно не сомневаться: их там увидим и мы.

Второй аргумент, скорее, философского плана. Говорят, в языках северных народов есть множество лексических единиц для обозначения того, что народы более южные называют одним словом: "снег". По мнению северян, идут разные снеги, в то время как южане не видят между этими разновидностями никаких различий.

Примерно так же обстоит дело с нашими партиями. Во всяком случае - теми, которых принято называть системными. Неискушенному в российской политике человеку покажется, что речь идет об одной и той же партии. И некоторые основания для такого ощущения у него, надо признать, имеются. Ибо все эти политические организации, включая номинальных оппозиционеров, так или иначе поддерживают власть.

Не будет исключением из этого правила и новый партийный проект. К примеру, президиум центрального совета "Справедливой России" в принятом 21 января заявлении так объясняет необходимость объединения левопатриотических сил: "В настоящее время активизировались внешние силы, мешающие развитию России. Политика наших внешних врагов поддерживается "пятой колонной" – враждебным лагерем внутри российского общества, расшатывающим страну изнутри. Их явная цель – "цветная революция" и разрушение государства. Политическая партия "Справедливая Россия" не может мириться с такой ситуацией..."

Кому-то, впрочем, сравнение нашей коллективной партии власти со снегом наверняка покажется некорректным. Мол, и выглядит эта субстанция по-другому, и воздуха, какой ее сорт ни возьми, совсем не озонирует. Разница, мол, лишь в интенсивности аромата.

Дабы примирить обе эти позиции, назовем партийную опору власти стулом. Такое сравнение вполне корреспондируется и с логикой, и с физикой. Как известно, на крепком морозе даже самый непрочный, жидкий стул может стать твердым и неколебимым, как кремень.

Но минусы такого партстроительства тоже хорошо известны. Стоит потеплеть, и вроде бы надежная и грозная на вид конструкция мигом превратится в бесполезную дурнопахнущую лужу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру