Десантники рассказали о подготовке к первому прыжку с парашютом

«ВДВ – это особая атмосфера»

2 августа десантники разных поколений отмечают День ВДВ. Накануне праздника корреспондент «МК» побывала в Туле у десантников гвардейского парашютно-десантного полка имени Дмитрия Донского и узнала, как готовится молодое пополнение к своему первому прыжку. 

«ВДВ – это особая атмосфера»

Особая атмосфера

– А вы первый раз к десантникам в гости? – бодро шагая с моим чемоданом в руке по направлению к машине, интересуется кареглазый рядовой Никита. – Ну, тогда вам точно понравится. ВДВ – это особая атмосфера...

От Московского вокзала в Туле до полка минут 20 езды. В городе оружейников я не была всего каких-то пару лет, а он уже разительно изменился, прирос новостройками, оборудованными на современный лад парковыми зонами, а главное – хорошими дорогами.

Асфальтовое покрытие для Тулы в 2010 году вообще было больным вопросом. Помню, как в центре города на легковой «пузотерке» мне приходилось практиковать навыки езды по бездорожью. Вместо асфальта посреди одной из главных улиц зияла огромная дыра. К счастью, как говаривал древнегреческий философ Гераклит, «все течет, все меняется». И с каждым последующим визитом перемены в лучшую сторону все более заметны.

– Надеюсь, вы высоты не очень боитесь, для вас тоже кое-что интересное подготовили, – прервал мои размышления Никита. Улыбка все так же сияла на его лице. Юноше явно очень хотелось поделиться, что же это «кое-что», но желание протянуть интригу подольше явно превалировало.

Старушка Nexia со скрипом «пришвартовалась» у военного городка.

– Пойдемте для начала переоденетесь в форму, а потом уже начнем, – командует мой провожатый.

Выданный маскхалат «Березка» был явно не по размеру, но хорошо утянутые ремни на разгрузке, надетой поверх него, придали человеческое очертание моему образу. Берцы я предусмотрительно привезла с собой. Теперь уже сохранять серьезное выражение лица стало и для меня невыполнимой задачей. В таком виде и в приподнятом настроении мы отправились к месту проведения занятий по укладке парашютов. Это тот жизненно важный навык, который должен освоить каждый новобранец-десантник. Без него, как и еще без ряда других, о которых я расскажу чуть позже, о первом прыжке даже не стоит задумываться. Если не научился «азам» на земле, в небе тебе делать нечего.

Д-10

На длинных тканевых полотнах на полу в помещениях ангара и на асфальте перед входом разложены военные парашюты Д-10. На них и оттачивали свои теоретически познания военнослужащие. На них в скором времени и совершат свой первый прыжок.

Справка «МК»

Д-10 десантный парашют. Разработан НИИ парашютостроения и принят на вооружение ВДВ в конце 90-х годов. Предназначен для боевых и учебных прыжков парашютистов-десантников всех специальностей, с полным табельным вооружением и снаряжением, на скоростях выброски от 140 до 400 км/ч, со стабилизацией до 3 секунд и более, в диапазоне высот от 200 до 4000 метров.

Заместитель командира парашютно-десантного батальона по воздушно-десантной подготовке гвардии майор Игорь Лобанов пояснил, что занятия по укладке десантных парашютов проходят в составе рот вновь прибывшего пополнения. Отработка навыков идет по два человека: первый номер осуществляет укладку, второй ему помогает. Потом они меняются между собой.

Длина основных строп – семь метров, а площадь купола – 100 квадратных метров. В одиночку с таким хозяйством управиться невозможно. Все действия происходят поэтапно. После каждого этапа офицеры проверяют, все ли сделано правильно.

В реальной жизни тоже так, уточнил майор, даже среди опытных десантников. Проверка обязательна для каждого, вопрос безопасности превыше всего.

К моменту моего прихода первый этап укладки уже был завершен. Офицерам как раз предстояло убедиться – все ли выполнено как надо, и в случае необходимости исправить ошибки.

– На первоначальном этапе надо убедиться в исправности всех частей парашюта и распутать стропы, – пояснил гвардии майор.

Заместитель командира наглядно показал мне части парашюта и рассказал, для чего какие предназначены. Надо отметить, что их количество впечатляло. А ведь ребятам надо запомнить и освоить всю последовательность действий всего за несколько занятий.

За какое время десантник должен уложить парашют?

– Норматив по укладке парашюта парой военнослужащих на оценку «отлично» – 45 минут.

Далее Игорь рассказал про стабилизирующий парашют, предназначенный для придания десантнику ровного положения. «Чтобы не лететь лицом вниз», – пояснил майор. Показал подвесную систему со звеном ручного раскрытия, при помощи которого десантник открывает парашют.

–​ А если новобранец по какой-то причине не выдернет звено ручного раскрытия?

– Значит, сработает парашютно-страхующий прибор, парашют в любом случае раскроется, – успокоил офицер.

Один день – как неделя

Рядовой Вадим Шурпицкий призвался на службу в Воздушно-десантные войска в начале июля. Сам парень родом из культурной столицы и до призыва в ряды Вооруженных сил от военного дела был очень далек. Новоиспеченный десантник – представитель творческой профессии, на «гражданке» работал тату-мастером.

– Хотел пойти в армию? – интересуюсь у юноши.

– Если честно, то нет. Осознание того, что мужчина должен пройти этот путь, пришло уже здесь.

Призвались совсем недавно – и уже успели это понять?

– Да, через пару дней. Здесь один день – как неделя.

–​ При распределении на призывном пункте куда хотели попасть служить?

– Сначала в ВДВ, потом решил, что хочу водителем в ракетную дивизию РВСН. Но в итоге я попал сюда.

–​ Расстроились?

– Не, – с детской непосредственностью мотает головой Вадим. – ВДВ – это же круто!

–​ Родные как отнеслись? Все-таки служба в Воздушно-десантных войсках – не санаторий...

– Мама переживает. Я ей по телефону рассказываю, что вот мы учимся парашюты укладывать, она сразу начинает кучу вопросов задавать, советы какие-то дает. Понимаю, что это от волнения за меня происходит. Приходится успокаивать, что все будет хорошо. И что я буду стараться все делать правильно.

Тем более мне есть на кого равняться: у меня старший брат тоже проходил «срочку» в ВДВ. У него 14 прыжков за всю службу. Чем я хуже? Друзья, кстати, все поддержали, даже завидуют немного. Кто-то из них только мечтает с парашютом прыгнуть, а у меня такая возможность есть. Вообще в моем окружении на гражданке больше половины все же пытаются «откосить» от армии. Не потому что плохие ребята или трусы – просто неизвестность, наверное, пугает. Я ведь тоже опасался сначала.

–​ Какие у вас эмоции перед первым прыжком?

– Вот не поверите, но чем ближе к этому событию, тем меньше страха. Уложил парашют сам безошибочно – сразу спокойнее на душе, более понятно все. Чем больше узнаешь, тем больше появляется интерес, а волнение уходит.

–​ С какими мыслями ложитесь спать?

– Мыслей много. О доме, о сегодняшнем дне, о завтрашнем... К счастью, распорядок дня у нас насыщенный. А когда занят, то и скучать особо некогда.

–​ Вы уже чувствуете себя настоящим защитником Родины?

– Конечно. Уверен, и остальные ребята тоже.

Легко сказать: «прыгайте»

Пока молодое пополнение постигало основы основ, их более опытные товарищи, военнослужащие контрактной службы, оттачивали свои предпрыжковые навыки на специальных тренажерах. Вообще из личных наблюдений в который раз, глядя на различные армейские приспособления, убеждаюсь, как все просто и логично придумано.

Тренажер «Стапель подвесных систем». Специальные приспособления, имитирующие положение десантника в воздухе с момента отделения от самолета. Если поднять ноги, то получится по-настоящему оторваться от земли. Служит он для отработки выдергивания звена ручного раскрытия, навыков действий при схождении парашютистов в воздухе и подготовки к приземлению в любых условиях. Плюс еще ряда навыков – очень важных для жизни. Хотя внешне вся эта конструкция по виду напоминает карусель в парке аттракционов, где сиденья на цепочках по кругу летают.

Офицер показал и другие тренажеры: «Парашютные трамплины», «Тренировка в гашении купола», «Дорожка с препятствиями».

– Военнослужащие занимаются по часу на каждом учебном месте. Здесь их шесть, – пояснил гвардии майор.

–​ Когда надо «гасить» купол? – интересуюсь у десантника.

– Это необходимо делать в том случае, если парашют после посадки наполнился ветром  и пытается утащить вас в неведомые дали.

 А это физически тяжело?

– Попробуйте, – любезно предлагает офицер.

Для того чтобы я могла максимально прочувствовать тяготы «гашения» купола, ко всему уже надетому на меня обмундированию добавилась имитированная парашютная система. Дальше надо было расположиться на специально установленном деревянном палете на левом боку и обеими руками схватить трос от тренажера, по весу схожего с парашютом. А потом подтягивать его к себе.

– В реальности он еще тяжелее, – приободрил меня майор, пока я пыталась улечься на палет.

«Да куда еще-то? Тут пока подготовишься, уже устанешь», – почти вырвалось вслух.

Пожалуй, не буду в красках описывать весь процесс тренировки, скажу лишь одно: это действительно тяжело. Не просто так в ВДВ служат физически крепкие парни.

Дальше был высотный тренажер парашютистов: «Самолет Ан-2». Ан-2 – это всем известный «кукурузник», проверенный временем, надежный винтовой самолетик. На нем десантники отрабатывают правильность выполнения прыжка и безопасное приземление. Оказывается, ноги при приземлении не должны быть расставлены, если, конечно, в твои планы не входит провести несколько недель в гипсе. Свой первый в жизни прыжок военнослужащие совершают как раз с борта «Аннушки».

Справка «МК»

Ан-2 советский легкий многоцелевой самолет. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.

Следующая непонятная конструкция оказалась тоже учебным местом, а именно высотным тренажером парашютистов «Самолет Ил-76». И если Ан-2 был и внешне самолетом, то в случае с этим тренажером о его предназначении можно понять, лишь прочитав табличку или поинтересовавшись у десантников. Конструкция скорее сродни американским горкам, но уж точно не походит на «улыбчивого Илюшу» – тяжелый турбореактивный транспортный самолет.

Майор объяснил, что подвесная система фиксируется нижней частью к десантнику, а верхней – к рельсам. Боец отделяется от самолета и быстро съезжает вниз. В процессе занятия он также нарабатывает навык как выхода из десантного люка, так и приземления.

– Вы высоты боитесь? – вопрос майора сразу напомнил про озвученное еще в самом начале обещание «кое-чего интересного».

Говоря откровенно, высоты я не просто боюсь, а боюсь почти панически. Но интерес был сильнее страха. А натянутая внизу сетка добавляла немного решимости.

Система надежно закреплена и поставлена на рельсы. Загоняю страх куда-то внутрь и подхожу к краю. Внизу несколько метров пустоты.

– Оттолкнитесь и прыгайте, – командует майор.

– Ага, прыгайте, – чуть слышно бормочу в ответ. – Легко сказать: «прыгайте»...

На всякий случай, еще раз убеждаюсь, что сетка внизу никуда не исчезла, и зажмуриваю глаза. Секунда, рывок – и вот я уже по рельсам съезжаю вниз. И не страшно оказывается, а даже наоборот.

 Может, еще прыгнем откуда-нибудь? – высвободившись из подвесной системы, в надежде спрашиваю у офицера.

– Да хватит, пожалуй, – пойдемте лучше обедать...

***

«Вам точно понравится», – вспомнились мне на обратном пути слова встречавшего меня на вокзале Никиты. Вот ведь как прав оказался боец: ВДВ – это особая атмосфера!

Москва – Тула  Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру