Беларусь ищет выходы к морю через Россию: дорогое удовольствие

«Порт — не пароход, не уплывет»

Беларусь может обзавестись собственным морским портом на территории российской Ленинградской области. Об этом в интервью госканалу «Беларусь 1» заявил премьер-министр страны Роман Головченко. По его словам, в правительстве также намерены закупить грузовые корабли для снижения издержек на перевозку грузов.

«Порт — не пароход, не уплывет»
Фото: Tatarstan.ru.

Согласно международному праву, страны не имеющие доступ к морю, могут иметь морские суда под своим флагом, базирующиеся в иностранных портах. Например, морские суда Чехии используют польский порт Щецин на основании договора с этой страной. Беларусь переправляет экспортные грузы, в том числе из литовского порта Клайпеда, но после того, как ЕС ввели в отношении Минска санкции, власти заявили, что планируют использовать российский порт Усть-Луга. Стоимость такой перевалки выходит значительно дороже, но зато якобы Литва не получит белорусский рубль.

«Это нормальная, распространенная в мире практика. Судно поднимает флаг государства, того регистра, где он зарегистрировался. Например, России, Либерии и так далее. Если Беларуси выделят территорию, то они за свои деньги смогут построить порт, который будет работать. Но это нужно создать портовую инфраструктуру: провести углубление в акватории, сделать причальную стенку, подключить навигационные системы. А дальше проводить работы по перегрузке грузов с берега на судно и наоборот. У Беларуси нет опыта работы ни по одному из этих пунктов, поэтому они могут привлекать российских или немецких специалистов. Обойдется это удовольствие Минску в миллиарды и миллиарды рублей», пояснил «МК» главный редактор издательства «Морские вести России» Анатолий Кузнецов.

Если даже Беларусь решится на строительство порта, он останется под юрисдикцией России. Кузнецов пояснил, что его будут использовать как производственный объект — не более того. Другое дело — судно. Если оно поднимает флаг Либерии, а экипаж и судовладелец — граждане РФ, то они подчиняются законодательству Либерии. «Государство за символичную плату сдает в аренду участок земли, и Минск может начать осваивать эту территорию. Но Финский залив — мелководный, а углубление акватория — очень дорогое. В Советское время у нас были глубоководные порты Клайпеда, рижский, таллинские порты. В Таллине мы им даже построили порт за свой счет, но потом подарили просто так», — рассказал эксперт.

Тем не менее Кузнецов сомневается, что Минск, действительно, решится на собственный порт. Во-первых, строительство — это очень дорого. Во-вторых, им экономически выгоднее переваливать грузы в Клайпеде, поскольку этот порт находится гораздо ближе. «Если это заявление о строительстве порта — серьезное, то это можно только приветствовать, всячески поддерживать и оказывать содействие. Потому что порт, построенный на территории России, в любой ситуации останется в России. Порт — не пароход, уплыть не может», — заключил он.

Белорусский политолог Валерий Карбалевич, также скептически оценивает эту инициативу. «Если бы речь шла не о порте, а каких-либо терминалах, то это было вполне реально, хотя и не скоро. Это достаточно долгий процесс, который требует серьезных финансовых ресурсов. Что касается кораблей, то я с большим сомнением отношусь к этой идее, потому что она не новая. О создании флота говорят еще с 90-х годов, но дальше заявлений дело не доходит, опять же из-за денег», — пояснил политолог.

Он отметил, что переориентация белорусских грузов на другие порты может привести к распространению на них американских санкций, поскольку они будут оказывать содействие белорусским компаниям из «черного списка». В любом случае, по словам Карбалевича, нужно ориентироваться не на слова чиновников, а на реальные дела в этом направлении, которых в ближайшее время не предвидится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру