Кремлевский прагматик

Владимир Кожин: “Медведи с обезьянами депутатов развлекать не будут”

  Любимые слова управляющего делами президента Владимира Кожина — “современно” и “функционально”. В его приемной — никаких золотых завитушек, только офорты в строгих рамах. Зато проекты у управделами — один грандиознее другого, сплошные “стройки века” и “переселение народов”: переезд Конституционного суда в Питер, а депутатов с сенаторами — в новый Парламентский центр, строительство президентской библиотеки и даже океанариума... О том, насколько все это функционально и современно, г-н Кожин рассказал “МК”.

Парламентский центр: никаких джакузи!

     — Когда все-таки начнется строительство Парламентского центра? Он будет расположен на Красной Пресне или рассматриваются еще какие-то варианты?
     — На сегодняшний день место, которое мы рассматриваем для строительства Парламентского центра — так называемый стадион “Красная Пресня” за Белым домом. Других вариантов просто нет. Хотя нам известно, что есть всевозможные обращения граждан, московская Дума рассматривала этот вопрос. Все это мы учитываем.
     Мы знаем, сколько нужно площадей, помещений для Государственной думы, сколько — для Совета Федерации. Исходя из этих параметров и выстраиваем общую концепцию. Хотя окончательное решение не принято. Ни по этому месту — строить или не строить, ни по дате начала строительства. Здесь вмешался такой важный политический момент, как грядущие выборы в Госдуму. До начала предвыборной кампании осталось не так много времени, поэтому я не исключаю, что начало реализации проекта может быть отложено.
     — Но архитекторов хоть каких-то подбирали?
     — Мы сейчас готовим конкурсную документацию. Все параметры, которые я вам назвал, называются юридическим языком — “подготовка технического задания”. То есть мы пишем, что нам надо, сколько метров, систем связи, инженерных коммуникаций и прочее. На основании этого задания будет объявлен конкурс, мы это сейчас готовим.
     — И какова планируемая площадь помещений?
     — Порядка 200 тысяч квадратных метров. Это цифра, которую мы закладываем исходя из собственного анализа, поскольку Госдума и Совфед действуют по доброй русской традиции: “Проси больше, получишь меньше”. Мы это стараемся нивелировать, принимая во внимание то же постановление правительства, которое установило нормативы: сколько нужно квадратных метров на госслужащего, на депутата и прочее. Мы стараемся привести пожелания парламентариев и нормативы к общему знаменателю.
     — А что будет в этом Парламентском центре кроме кабинетов?
     — Могу сказать, чего не будет. Мне уже доводилось читать, что там устроят бассейны, СПА-центры, какие-то боулинги и даже собственный зоопарк. Это, конечно, все фантазии, медведи там с обезьянами депутатов развлекать не будут. Мы будем проектировать и строить абсолютно функциональное здание. Да, это кабинеты, да, залы совещаний, да, какие-то зоны релаксации — холлы, комнаты отдыха. Да, инфраструктура по обслуживанию — гаражи, пункты питания, конференц-залы, залы для переговоров. И все. Естественно, будут какие-то сопутствующие вещи типа парикмахерских, салонов, киосков, аптек, то есть все то, что, собственно, есть и сегодня. Только это будет более логично построено, более современным образом сделано. И ничего другого.
     
     ИЗ ДОСЬЕ "МК"
     Сейчас в здании Госдумы имеются спецпомещения под парикмахерскую, химчистку и ремонт обуви, есть даже свое почтовое отделение. А еще своя кулинария — небольшой такой магазинчик. Столовых две — депутатская и обычная плюс несколько буфетов. Работает медпункт — несколько кабинетов с медоборудованием, есть даже пара больничных коек. Рядом — киоски аптеки и оптики. А еще отделение банка, книжная лавка, ларьки с “представительскими” подарками и ювелирными украшениями и цветочный магазинчик.
     
     — В Госдуме некоторые депутаты модернизируют кабинеты, иногда за свой счет. А еще ходили слухи, что во время обысков в Пенсионном фонде в кабинете одного чиновника обнаружили джакузи...
     — Джакузи — это, конечно, перебор. Никто не имеет права такие вещи делать, особенно депутаты. Отношусь я к этому, конечно, отрицательно.
     — Сколько потребуется денег на строительство Парламентского центра?
     — Сейчас сложно сказать. Это будет зависеть от конкретного места, поскольку это подразумевает и транспортные коммуникации, подъезды и развязки — все вместе. Сам комплекс, без сопутствующей инфраструктуры, мы оцениваем очень приблизительно в 300—400 миллионов условных единиц. Но это самые примерные оценки.
     — Что будет в старых зданиях парламента, когда наконец состоится переезд?
     — По той концепции, которая реализуется и, думаю, пересматриваться не будет, здания, которые сейчас занимают Госдума и Совет Федерации, будут выставляться на конкурс и реализовываться. Попросту говоря, продаваться.
     — Частным лицам?
     — Да, на рынке недвижимости. С тем, чтобы эти средства пошли в том числе на компенсацию затрат на создание Парламентского центра.
     — И за сколько продадут старые здания?
     — Озвучивались всякие цифры, но я их просто не хочу комментировать, поскольку они носят немножко спекулятивный характер. Это предмет профессиональной рыночной оценки. Эта задача поручена Минэкономразвития.
     
     КТО КУПИТ ГОСДУМУ?
     ЭКСПЕРТ “МК” Андрей Бекетов, специалист рынка недвижимости:
     — Речь идет о десятках миллионов долларов. Тут стоит реально смотреть на вещи: кому и зачем могут понадобится эти здания. Дом на Охотном Ряду — это здание старой постройки, с устаревшей вентиляционной системой. Под офисный центр класса “А”, то есть соответствующий современным требованиям, оно не подходит. Как просто земельный участок под какой-нибудь гостиничный комплекс эта территория — слишком дорогое удовольствие. Сам участок будет стоить также десятки миллионов долларов плюс затраты на снос здания, плюс новое строительство. Частным лицам, по большому счету, такая покупка вообще не нужна. Вполне вероятно, продавать его на рынке все-таки не будут — просто передадут другим госструктурам, которые нуждаются в помещениях.

Сенат и Синод: “Никто никого насильно выселять не собирается”

     — Начались реставрационные работы в зданиях Сената и Синода, где будет заседать Конституционный суд. Предполагается, что к февралю 2008-го все закончат. Расскажите о подробностях...
     — В здании, где размещался Синод Русской православной церкви, будет создаваться библиотека президента. Есть такой проект, который находится в стадии идеологического формирования. Думаю, после Нового года мы эту работу закончим.
     — А что это за библиотека?
     — Думаю, на эту тему мы поговорим чуть-чуть попозже, когда мы окончательно сформулируем концепцию. Это будет, как мне кажется, уникальное учреждение. Есть то, что мы хотим сделать, но не в полном масштабе, в некоторых других странах — Александрийская библиотека в Египте, библиотека Миттерана в Париже…
     — А Сенат?
     — В комплексе зданий Сената и так называемого бывшего дома Лавалля разместится Конституционный суд. Это опять-таки будет офисно-деловое сооружение. Жить судьи станут в другом месте, место это определено — и для судей, и для аппарата.
     — Возник скандал в связи со строительством дома для конституционных судей на Крестовском острове: закрыли детсад, выселяют жильцов…
     — Детский сад ютился в старом двухэтажном строении. Детей переселили в более приемлемые условия. И разговоры на эту тему считаю чистой спекуляцией. Есть один спорный момент — трехэтажное здание позапрошлого века, там живут 12—17 семей. С ними сейчас ведет переговоры город. Насколько я знаю, с большинством уже договорились. Но никто никого насильно выселять не собирается. Времени на переговоры достаточно — дом стоит на границе участка, мы планировали его перепрофилировать для служб эксплуатации, так что общие сроки строительства он не задержит.
     
     СПРАВКА "МК"
     КАК ПЕРЕСЕЛЯЮТ СУДЕЙ
     С соответствующим законом вышла накладочка. Документ прошел в Госдуме все три чтения, да вот Совет Федерации его не одобрил. Сенаторам не понравилось, что в последний момент в законопроекте появилась поправка, которая совершенно не позволяет проводить выездные заседания: из Питера, мол, ни ногой. Теперь обе палаты парламента создадут согласительную комиссию, и уже она будет решать, какие исправления внести, чтобы и Госдума и Совфед документ все-таки одобрили.
     Распоряжением правительства установлена смета на переезд — 5,3 миллиарда рублей. В эту сумму входит ремонт зданий, закупка мебели, перевоз имущества суда и самих судей, а также обустройство для них и сотрудников аппарата нового жилья.

Красная площадь: круче “Сотбис” и “Кристис”

     — Как продвигается реконструкция комплекса “Кремлевский” на Красной площади? Планировалось, что там будет гостиница…
     — Всю историческую часть Средних торговых рядов займет отель. Как он будет назваться, пока не могу сказать. “Кремлевский” — пока только рабочее название. Предполагается, что это будет отель самого высокого уровня.
     А еще, я надеюсь, там все-таки будет реализована идея функционирования на базе этого комплекса Русского торгового дома, то есть аукционного дома. Есть два известных дома — “Кристис” и “Сотбис”. Вот надеюсь, что возникнет российский аукционный дом аналогичного класса.
     — Готовятся ли еще какие-нибудь масштабные проекты строительства?
     — Мы не сидим и не выдумываем, что бы нам еще такое грандиозное создать. Но если говорить о текущих проектах, то сейчас нам поручено создание крупнейшего в стране океанариума близ Владивостока, своего рода культурно-научно-делового комплекса.
     — Что это за океанариум такой?
     — Он создается на базе Академии наук для изучения животного мира моря.

“Проблема “мигалок” преувеличена”

     ИЗ ДОСЬЕ "МК"
     Согласно постановлению правительства, с 1 февраля количество спецсигналов уменьшится почти в семь раз. На чиновников по всей России вместо 7,5 тысячи с этого времени будет полагаться 977 “мигалок”.
     
     — Вы прославились как человек, который в два раза смог сократить количество “мигалок” у чиновников. Сейчас эта тема вновь разыгрывается…
     — Реальное сокращение произойдет после Нового года, когда выйдут специальные документы. Моя позиция — никакой я не борец, скорее абсолютный прагматик. Ведь полностью от спецсигналов отказаться невозможно — когда руководителю какого-нибудь ведомства нужно быть в пяти местах в течение короткого времени — вы сами понимаете, — без “мигалок” через московские пробки не пробиться. Другое дело, что эти средства должны быть у небольшого круга лиц.
     При этом есть у нас начальники различных ведомств, которым и переезжать-то никуда не надо — он приехал и сидит на рабочем месте и руководит каким-то узким направлением. У него спецсигналы стали просто атрибутом самоутверждения. Вот это, конечно, уже абсолютно избыточно.
     — В последнем списке правительства есть и Росстат, и Росгидромет. Так уж ли им нужны “мигалки”?
     — В последнем списке пошли по компромиссу — оставили эти вещи руководителям министерств и ведомств. Только первым лицам. Может быть, это правильно. При этом хотел бы подчеркнуть, что, если б мы с вами пофантазировали и представили себе, что завтра ситуация коренным образом на дорогах изменилась и можно было бы спокойно ездить без спецсигналов, я бы первый с удовольствием, только не демонстративно, а по-тихому, без телекамер, сказал бы своему водителю все снять и успокоиться. Потому что — хотите верьте, хотите — нет, но каждое утро езды на работу и куда-то по разделительной полосе на Кутузовском проспекте — это маленький стресс. Почему — думаю, догадаетесь: малейшая нештатная ситуация — и эта поездка может оказаться последней.
     Проблема мигалок, мне кажется, получила благодаря вниманию СМИ несколько преувеличенное значение. Я достаточно много разъезжал по стране по разным делам, могу точно сказать, что эта проблема существует для двух городов. Для Москвы и немного для Санкт-Петербурга. Ни в Самаре, ни во Владивостоке, ни в Ростове, ни в Саратове — нигде больше эта проблема никого не волнует. Потому что ее нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру