Отменят ли «нулевое промилле»?

На совещании у Медведева обсудили новые санкции против пьяных водителей

«За семь дней задержали 1300 пьяных водителей — это безумие какое-то!» — так эмоционально начал 5 октября Дмитрий Медведев совещание в «Горках», посвященное повышению безопасности дорожного движения. В том, что на дорогах стало больше аварий со смертельным исходом, по мнению премьера, виноваты чаще не дорожные службы или ГИБДД, а сами водители, которые умышленно садятся за руль пьяными. И этот умысел стоит дополнительных санкций. Правда, досталось от Медведева и службам, которые позволяют оставаться за рулем тем, кого неоднократно задерживали в состоянии алкогольного опьянения.

На совещании у Медведева обсудили новые санкции против пьяных водителей

Ежегодно, напомнил Медведев, на дорогах России гибнет порядка 30 тысяч человек: «Цифра абсолютно страшная. Я не знаю, есть ли такие цифры в какой-либо другой стране, кроме тех, где идут боевые действия». Премьер отметил, что из 1300 задержанных во время рейда водителей 11 поймали в состоянии алкогольного опьянения повторно, а для одного задержание уже было... двадцатым. «Почему этот человек до сих пор за рулем? Чего ждем, новых жертв?!» — возмущался Медведев. Но особенно его поразил пьяница, по которому суд вынес 33 решения. «С таким счастьем — и на свободе!» — процитировал премьер «Золотого теленка». К слову, водитель, сбивший днем ранее в Удмуртии 10-летнюю девочку на пешеходном переходе, вообще задерживался пьяным 34 раза и был лишен прав общим сроком на 35 лет и 10 месяцев. Тем не менее вновь сесть за руль в том же состоянии ему ничто не помешало...

Не понравилось Медведеву и то, что водители фактически могут избежать медосвидетельствования (сейчас существуют санкции только к первичному отказу от него). Он напомнил, что в Испании такой отказ расценивается как неповиновение сотруднику полиции и карается штрафом в две тысячи евро, в Италии — 10-тысячным. «У нас здесь проблем никаких нет: сесть за руль пьяным, вылететь на встречку, проехать на красный, бутылки из окон машин выкидывают, палят в воздух или по людям...» — перечислял Медведев. «Такой разболтанности не было никогда, даже в 1990-е», — добавил он. К слову, сейчас в Госдуме лежит законопроект, внесенный единороссом Сергеем Чижовым, который предлагает наказывать водителей за повторный отказ проходить тест на алкоголь лишением прав на три года. А сам премьер считает, что диспансеризацию водители должны проходить вообще каждые пять лет.

Медведев также напомнил, что сейчас УК трактует «пьяное» ДТП с летальным исходом как непредумышленное убийство. Конечно, пьяные водители не собираются никого убивать, но прекрасно понимают, в каком состоянии садятся за руль. Поэтому сам факт опьянения должен «автоматически создавать неблагоприятные последствия для нарушителя». Напомню, сейчас статья 264 УК предусматривает для пьяных виновников ДТП, в котором погиб человек, лишение свободы сроком до 7 лет с лишением прав до 3 лет. Действия пьяного водителя, повлекшие за собой смерть двух и более лиц, УК предлагает наказывать либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо тюремным сроком до 9 лет плюс лишение прав на 3 года.

Глава Комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая сообщила Медведеву, что сейчас парламент рассматривает увеличение сроков — от 5 до 15 лет лишения свободы. Плюс введение дифференцированной шкалы штрафов за правонарушения за рулем, с нижней планкой в 500 руб. и верхней в 50 тыс. Причем за вождение в пьяном виде предполагается ввести штраф, равный стоимости автомобиля в регионе, где был задержан водитель, плюс лишение права вождения на три года. А за превышение скорости в черте города до 120 км в час — штраф в 50 тыс. руб.

Для водителей, уже наказанных за пьяную езду в административном порядке, предлагается ввести уголовную ответственность за повторное правонарушение (что премьер поддержал). С последней инициативой выступал, напомню, первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков (присутствовавший на совещании в «Горках»). Но при этом он считает необходимым отказаться от «нулевого промилле» (введенного по инициативе Медведева), поскольку тяжкое наказание могут понести водители с так называемым «эндогенным алкоголем» в крови, то есть спиртом, который вырабатывает организм самостоятельно. Допустимая норма, с точки зрения Лысакова, должна составить от 0,2 до 0,3 промилле. Впрочем, отмену «нулевого промилле» на совещании не поддержали.

Глава думского Комитета безопасности Ирина Яровая отметила, что готовится к внесению законопроект о наркотестировании (сейчас требуется только справка о том, что будущий водитель не состоит на учете в соответствующих диспансерах). Напомню: в анализах Александра Максимова, сбившего насмерть семерых на Минской улице Москвы, обнаружили помимо алкоголя еще и следы марихуаны...

Впрочем, Медведев настаивал на том, что речь должна идти не только об ужесточении ответственности для пьяных водителей, а и об изменении подходов к ответственности на дороге в принципе. Например, «запоминающиеся программы» поведения на дороге должны быть уже в школе. Тем более что возраст, с которого россияне садятся за руль, понижается («у большинства присутствующих здесь в 18 лет машины не было»), а студенты могут заработать «на какую-нибудь мохнатую машину» за летние каникулы.

Должен измениться и подход к обучению в автошколах — Медведев считает необходимым как минимум разработать программу подготовки для автошкол и инструкторов. Также нужно усилить контроль за перевозкой пассажиров, в первую очередь детей (замглавы МВД Виктор Кирьянов, например, сообщил, что число ДТП, произошедших по вине водителей автобусов, возросло на 11%).

В течение трех недель указанные предложения, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, будут окончательно оформлены, представлены президенту и премьеру, а затем направлены в Госдуму.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру