Ежегодно, напомнил Медведев, на дорогах России гибнет порядка 30 тысяч человек: «Цифра абсолютно страшная. Я не знаю, есть ли такие цифры в какой-либо другой стране, кроме тех, где идут боевые действия». Премьер отметил, что из 1300 задержанных во время рейда водителей 11 поймали в состоянии алкогольного опьянения повторно, а для одного задержание уже было... двадцатым. «Почему этот человек до сих пор за рулем? Чего ждем, новых жертв?!» — возмущался Медведев. Но особенно его поразил пьяница, по которому суд вынес 33 решения. «С таким счастьем — и на свободе!» — процитировал премьер «Золотого теленка». К слову, водитель, сбивший днем ранее в Удмуртии
Не понравилось Медведеву и то, что водители фактически могут избежать медосвидетельствования (сейчас существуют санкции только к первичному отказу от него). Он напомнил, что в Испании такой отказ расценивается как неповиновение сотруднику полиции и карается штрафом в две тысячи евро, в Италии —
Медведев также напомнил, что сейчас УК трактует «пьяное» ДТП с летальным исходом как непредумышленное убийство. Конечно, пьяные водители не собираются никого убивать, но прекрасно понимают, в каком состоянии садятся за руль. Поэтому сам факт опьянения должен «автоматически создавать неблагоприятные последствия для нарушителя». Напомню, сейчас статья 264 УК предусматривает для пьяных виновников ДТП, в котором погиб человек, лишение свободы сроком до 7 лет с лишением прав до 3 лет. Действия пьяного водителя, повлекшие за собой смерть двух и более лиц, УК предлагает наказывать либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо тюремным сроком до 9 лет плюс лишение прав на 3 года.
Глава Комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая сообщила Медведеву, что сейчас парламент рассматривает увеличение сроков — от 5 до 15 лет лишения свободы. Плюс введение дифференцированной шкалы штрафов за правонарушения за рулем, с нижней планкой в 500 руб. и верхней в 50 тыс. Причем за вождение в пьяном виде предполагается ввести штраф, равный стоимости автомобиля в регионе, где был задержан водитель, плюс лишение права вождения на три года. А за превышение скорости в черте города до 120 км в час — штраф в 50 тыс. руб.
Для водителей, уже наказанных за пьяную езду в административном порядке, предлагается ввести уголовную ответственность за повторное правонарушение (что премьер поддержал). С последней инициативой выступал, напомню, первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков (присутствовавший на совещании в «Горках»). Но при этом он считает необходимым отказаться от «нулевого промилле» (введенного по инициативе Медведева), поскольку тяжкое наказание могут понести водители с так называемым «эндогенным алкоголем» в крови, то есть спиртом, который вырабатывает организм самостоятельно. Допустимая норма, с точки зрения Лысакова, должна составить от 0,2 до 0,3 промилле. Впрочем, отмену «нулевого промилле» на совещании не поддержали.
Глава думского Комитета безопасности Ирина Яровая отметила, что готовится к внесению законопроект о наркотестировании (сейчас требуется только справка о том, что будущий водитель не состоит на учете в соответствующих диспансерах). Напомню: в анализах Александра Максимова, сбившего насмерть семерых на Минской улице Москвы, обнаружили помимо алкоголя еще и следы марихуаны...
Впрочем, Медведев настаивал на том, что речь должна идти не только об ужесточении ответственности для пьяных водителей, а и об изменении подходов к ответственности на дороге в принципе. Например, «запоминающиеся программы» поведения на дороге должны быть уже в школе. Тем более что возраст, с которого россияне садятся за руль, понижается («у большинства присутствующих здесь в 18 лет машины не было»), а студенты могут заработать «на какую-нибудь мохнатую машину» за летние каникулы.
Должен измениться и подход к обучению в автошколах — Медведев считает необходимым как минимум разработать программу подготовки для автошкол и инструкторов. Также нужно усилить контроль за перевозкой пассажиров, в первую очередь детей (замглавы МВД Виктор Кирьянов, например, сообщил, что число ДТП, произошедших по вине водителей автобусов, возросло на 11%).
В течение трех недель указанные предложения, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, будут окончательно оформлены, представлены президенту и премьеру, а затем направлены в Госдуму.