Цель — борьба против неравенства: Барак Обама произнес основополагающую речь

Америка разделена на два параллельных мира

Президент Соединенных Штатов Барак Обама мог произнести эту речь из Овального кабинета Белого дома. Но он покинул свою официальную резиденцию и отправился в один из беднейших районов Вашингтона на Анакостию на юго-востоке американской столицы. Речь была произнесена в таун-холле искусств и образования, построенном за $27 млн. совместными усилиями местных органов власти, корпораций и благотворительных фондов с целью помочь жителям этих мест «избежать бедности». Поводом к выступлению Обамы послужило 10-летие со дня основания «Центра для американского прогресс», в который входят бывшие сотрудники администраций Клинтона и Обамы.

Америка разделена на два параллельных мира
Барак Обама

От Белого дома до Анакостии всего шесть миль. Но это абсолютно разные миры — мир 1% Америки и мир 99%. Существование этих двух параллельных миров и было ядром речи Обамы. Начиная с 1970 годов стали действовать течения, сказал президент, «которые привели к опасному и нарастающему неравенству, к отсутствию движения вперед, что ставит под угрозу базовые ценности среднего класса Америки — веру в то, что если ты работаешь упорно, то у тебя есть шанс на продвижение вперед»

Обама привел статистику, показывающую степень этой угрозы. Оказывается пропасть между богатыми и «всеми остальными» в США на том же уровне, что в Ямайке и Аргентине, что у детей Канады, Германии и Франции больше шансов подняться по ступеням социальной лестницы, чем у американских детей. В Соединенных Штатах ребенок из 20% нижнего дохода имеет меньше шансов, чем 1 из 20 подняться наверх, а у 20% верхнего эшелона 2 из 3 шансов остаться в нем. Именно такая концентрация богатства приводит к рецессиям, к высокой задолженности за дома, к растущим цинизму и унынию, сказал Обама. «Я уверен, — заявил он, — что решения, которые мы примем по этим проблемам в течение ближайших лет определят, будут ли наши дети жить в такой Америке, где возможности на продвижение вперед реальны». Обама поклялся, что посвятит все годы своего президентства борьбе против неравенства, включая неравенство возможностей.

Перетягивание каната между демократическим Белым домом и республиканским Конгрессом и связанные с этим политические интриги, о которых так много говорится в масс-медиа, мало интересуют простых американцев. После недавнего спада их трясет от неуверенности в завтрашнем дне. По данным опроса общественного мнения, проведенного газетой «Вашингтон пост», 6 из 10 рабочих боятся потерять работу. «Это самая большая цифра за последние десятилетия! Миллионы безработных, пишет газета, «достигли новых глубин своего отчаяния».

В своей речи президент Обама заострил внимание на обязанностях правительства перед своими гражданами. Намеренно ссылаясь на пример президентов-республиканцев Линкольна, Теодора Рузвельта и Эйзенхауэра, взяв еще на подмогу, нынешнего Папу Римского Франциска, Обама говорил об этих обязанностях. Но все дело в том, что в результате обструкции со стороны республиканского Конгресса, они неосуществимы. Тем не менее, Обама призывал не отчаиваться. Просидев последние несколько недель в обороне, в связи с неполадками в его законе о медицинском страховании, Обама перешел в наступление. Если республиканцы выступают против «основных вызовов нашего времени — сделать так, чтобы каждый работающий американец имел поддержку нашей экономики, то они обязаны, по крайней мере, сказать американскому народу за что они выступают».

Неравенство, утверждал Обама, смертельная угроза экономике, социальной гармонии и самой демократии. Неудивительно, что оно плодит цинизм. Он касается и способности правительства защитить граждан от этого неравенства. Способности — да, а желания? Сколько правительственных решений были направлены на углубление и закрепление неравенства? Кто их всех перечтет. Вспомним хотя бы годы президентства Рейгана, прошедшие под знаком сокращения налогов на богатых и социальных расходов, в том числе расходов на образование детей беднейших американцев.

В своем выступлении Обама упомянул выдвинутое им предложение об увеличении минимума федеральной зарплаты за час с $7,25 до $10,10. Такое увеличение возымело бы немедленное влияние на покупательную способность миллионов трудящихся, стимулировало бы рост и занятость, Увеличение расходов на дошкольное образование, на техническое обучение понизило бы барьеры экономической мобильности. Более строгие законы, регулирующие отношения между капиталом и наемным трудом, защита против дискриминации способствовали бы сбалансированию «рабочей площадки», которая ныне сильно накренена в пользу капитала.

Однако все эти и другие меры безнадежно застряли в жерновах Конгресса. Так, республиканцы категорически отказываются от увеличения минимума зарплаты, утверждая, что это заставит предпринимателей увольнять рабочих и сокращать рабочее время. Обама в частности обрушился на лидера республиканского меньшинства в сенате Митча Макконнела, который выступает против его закона о медицинском страховании (Обамакер), хотя он имеет успех в штате Кентукки, представляемом на Капитолии именно сенатором Макконнелом. То, чего хочет народ, законом страны от этого не становится. Как показывает опрос, проведенный телеканалом CBS, 2/3 американцев, из которых половина республиканцы, требуют повышения минимума зарплаты. Но, как говорится в анекдоте о слонах в зоопарке, кто же им даст? Республиканский Конгресс отвергает даже предложение о продлении программы продовольственных марок (карточек). Он намерен сократить эту программу на $40 млрд. в течение 10 лет. Он держит в заложниках фермерский билль и федеральные выплаты долголетним безработным. Для последних, сказал Обама, «Рождество не Рождество. Пусть так и скажет миллионам американцев Конгресс — вы потеряли ваши страховки по безработице».

Выступление президента Обамы в Анакостии прозвучало довольно-таки решительно и откровенного. Но были и такие острые углы, которые он предпочел обойти молчанием. Так, он поостерегся поднять вопрос о повышении налогов, без которого нельзя будет делать инвестиции, необходимые для осуществления прогрессивных программ, для реального роста производства, уровня и качества жизни. Налоговое законодательство требует коренного пересмотра для ликвидации «абсурдно щедрых», по словам «Нью-Йорк таймс», послаблений для самых богатых налогоплательщиков. Кстати, этого пересмотра Обама требовал в ходе своих президентских кампаний, но затем «забывал» о нем при виде непробиваемой республиканской стены, подпираемой «капиталом, его препохабием».

«Вы обязаны сказать американскому народу не только о том, против чего вы выступаете, но и о том, за что вы выступаете», — сказал Обама. Но это был чисто риторический прием. И «за» и «против» республиканцев хорошо известны. Для этого достаточно заглянуть во все углубляющуюся пропасть неравенства в Америке.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру