Гладко было на бумаге: итоги четырехсторонних женевских бдений по украинскому вопросу

Дух «перезагрузки» все-таки присутствовал на переговорах

В четверг, 17 апреля, в Женеве состоялась долгожданная встреча четырех министров иностранных дел — России, США, Украины и ЕС. Встреча проходила в люксовом отеле у берегов Женевского озера. Именно здесь пять лет назад Хиллари Клинтон, тогдашняя госсекретарь США, преподнесла министру иностранных дел России Лаврову символический подарок — красную кнопку в качестве знака «перезагрузки» в американо-российских отношениях. За прошедшие с тех пор годы от «перезагрузки» мало что осталось, возможно, лишь кнопка, хранящаяся в кабинете Лаврова в небоскребе на Смоленской площади. Лавров не прихватил эту кнопку на совещание четверки, но дух ее в какой-то степени присутствовал на обсуждении украинского кризиса.

Дух «перезагрузки» все-таки присутствовал на переговорах
Сергей Лавров

Заключительное заявление четверки, несмотря на его расплывчатость, представляет определенный прогресс на пути разрешения этого кризиса. После нескольких часов бдений четверка приняла решение о разоружении всех незаконных группировок, об освобождении всех нелегально захваченных зданий и возвращении их легитимным владельцам. Все захваченные общественные места должны быть очищены. Тем протестникам, которые покинули здания, сдали оружие и не совершили убийств, обещана амнистия. Заявление призывает покончить с насилием на Украине, клеймить экстремизм, расизм и религиозную нетерпимость, включая антисемитизм.

Все это хорошо и правильно, но невольно напоминает старый анекдот о слоне. Сотрудник зоопарка рассказывает посетителям о громадном рационе слона. «Неужели он всё это съест?» — удивляются посетители. «Съесть-то он съест, да кто ему даст», — отвечает служитель.

Госсекретарь США Джон Керри на пресс-конференции после совещания заявил, что все стороны приложили максимум усилий для уменьшения противоречий между ними. Но он вынужден был признать, что достигнутое соглашение – «только слова». И останется таковым, если не будет воплощено в дела, причем как можно быстрее. «Важно, чтобы эти слова были переведены на язык действий, чтобы никто из нас не покинул Женеву, считая, что дело сделано, поскольку слова украшают только бумагу. Дело будет завершено лишь после осуществления принципов, заложенных соглашениями», — сказал Керри. Он предупредил, что Россию ожидают новые санкции, если не произойдет деэскалация напряженности согласно конкретным шагам, перечисленным в заявлении. Украинские лидеры, добавил Керри, тоже должны сыграть свою роль в разрядке ситуации. По поводу сосредоточения российских войск на границе Украины, Керри сказал: «Мы надеемся, что Россия отзовет свои войска, когда будут сделаны шаги по деэскалации ситуации на Украине». (Но в самом заявлении об этом ни слова.)

Все участники совещания согласились обратиться к наблюдателям ОБСЕ, находящимся сейчас на Украине, с призывом помочь осуществлению решений, которые они приняли в Женеве. В свою очередь Генсек ООН Пан Ги Мун приветствовал итоги женевского совещания, хотя и охарактеризовал нынешнее положение в Украине как «крайне напряженное». Пан сказал: «Я ожидаю, что все стороны, двигаясь вперед, продемонстрируют серьезность своих намерений продолжать усилия по осуществлению Женевского соглашения, что внесен вклад в разрешение украинского кризиса».

А вот реакция и.о. украинского премьер-министра Арсения Яценюка. Он сказал, что доволен, но осторожен по поводу итогов Женевы. Он заявил, что Киев готов предоставить больше автономии Восточной Украине ради смягчения напряженности. Тем не менее, Яценюк не удержался от наскока на президента России, заявив сказал, что тот хочет восстановить Российскую империю и что «новый Советский Союз будет катастрофой для Европы».

Теперь перенесемся с берегов Женевского озера на берега Потомака. Выступая на пресс-конференции в Белом доме, президент Барак Обама сделал следующее заявление по поводу женевского аккорда: «Я не думаю, что мы можем быть уверены в чем-нибудь касательно украинского кризиса. Но я думаю, что есть возможность, есть перспективы того, что дипломатия сможет привести к деэскалации ситуации». Он назвал женевский документ «обещающим публичным заявлением». По мнению Обамы, тот факт, что Россия согласилась с ним означает, что она будет способствовать передаче захваченных зданий ее законным владельцам. Обама сказал, что потребуется время для подтверждения реальности такого развития событий. Президент напомнил о своем заявлении Путину, что США будут продолжать поддерживать основополагающие принципы суверенитета применительно ко всем странам. Затем он накинулся на Москву: «Мы уверены в том, — сказал Обама, — что рука России присутствует во всех подрывных делах и хаосе, которые мы наблюдаем в Южной и Восточной Украине. Но существует возможность, что Россия изменит свой подход. Мы ее поддерживаем в этом и поощряем. Но одновременно с этим мы готовим дополнительные ответы на случай того, если Россия откажется поменять свой нынешний курс». Одновременно Обама энергично подчеркнул, что в ряду таких «ответов» военных действий не будет…

А что же будет? Обама сказал, что Белый дом уже составил новый список «российских личностей и институций», которые будут подвергнуты санкциям, если Россия не отступит (от границ Украины. — М.С.) и положение в Украине ухудшится. Тем не менее, и новые санкции не будут распространены на «целые секторы российской экономики» за исключением ситуации, в которой Россия вторгнется в Восточную Украину или предпримет какие-либо «дерзкие шаги!»

В целях координаций своих усилий с Европой Обама переговорил по телефону с канцлером Германии Ангелой Меркель и британским премьером Дэвидом Кэмероном. Кроме того, вице-президент США Джо Байден имел беседу с премьер-министром Словакии. Байден убеждал его зарезервировать поставки газа так, чтобы уменьшить зависимость Украины в этом горючем от России.

Пока в Женеве дипломаты обливались потом в поисках компромиссных формулировок, в городах Восточной Украины продолжалась литься кровь. В Мариуполе, например, при попытке захвата военной базы были убиты 3 человека и 13 ранены. В Донецке пророссийские силы захватили еще одно госучреждение. Это произошло как раз после принятия Женевского с оглашения. Вожди «Донецкой народной республики» заявили, что Женевское соглашение для них не указ, даже если оно одобрено Россией. Некто Роман Великодный, объявивший себя комендантом захваченного здания, сказал, что повстанцы его не покинут и не сдадут оружия пока не будет проведен референдум об автономии. А вот что сказал помощник коменданта Василий Домашев: «Лавров и Керри там что-то порешили? Но кто они такие для нас? Мы — это Донецкая республика. У нас решения принимает народ». При этом Домашев постукивал своим самурайским мечом по сапогам.

Вот по какой аккомпанемент начало свое существование Женевское соглашение. Оно знаменательно не только тем, что в нем упомянуто, но и тем, что в нем опущено. Достаточно привести всего лишь два примера. В нем нет ни слова о Крыме и об отводе российских войск с украинской границы. Если бы эти вопросы были подняты в Женеве, то никакого соглашения достигнуто не было бы. Да и то, что достигнуто, зиждется на весьма шатком основании. Приведенные выше примеры из Мариуполя и Донецка показывают, что марионетки выходят из подчинения. Это в «лучшем» случае. А если они играют в неподчинение по указке свыше?

Итак, гладко было на бумаге. Правда, об оврагах никто не забыл. Как был вынужден признать американский госсекретарь Керри, «никто из нас не покидает Женеву с чувством выполненной работы. Мы не рассматриваем проделанное нами, как полную меру деэскалации. Мы лишь избежали полного и тотального взрыва».

В заключении приходится констатировать, что магическая «красная кнопка» когда-то подаренная Сергею Лаврову Хиллари Клинтом по сводами отеля, где заседала четверка, чуда не совершила. Груз украинского конфликта не был снят с плеч его участников, а лишь «перезагружен» и в основном на Россию, поскольку выполнение большинства пунктов согласованных проблем зависит именно от неё.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру