Власть творческой толпе

Путин поддержал идею краудсорсинга в противовес “старухе-процентщице”

13 ноября 2011 в 18:01, просмотров: 3150

Управление обществом и бизнесом трансформируется буквально на глазах. Современные информационные технологии позволяют за гроши эксплуатировать миллионы пользователей Всемирной сети, используя их идеи и разработки как в производственной сфере, так и в политике. Всего-то нужно бросить клич через Интернет о помощи — и, пожалуйста, отбирай то, что пришлось по душе. Быстро и дешево. В России также увлеклись новомодной теорией так называемого краудсорсинга. Даже Путин не остался в стороне.

Власть творческой толпе
фото: AP

Этот термин в 2006 году впервые публично употребили два американца: писатель и журналист Джефф Хауи и редактор журнала Wired Марк Робинсон. По версии Википедии, это — «передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового договора». Мудрено. Но если попроще, то речь идет об отдаче на откуп «толпы» производства новых товаров и услуг. И при этом почти бесплатно.

В прошедшую субботу премьеру Путину показали, как на практике работает механизм краудсорсинга. В нашей стране его последовательно внедряет Герман Греф, бывший министр экономического развития, а ныне президент Сбербанка, только что отметившего 170-летие, на что Путин отреагировал характерной шуткой (в которой, вероятно, есть и доля правды): «За это время, если бы банк был человеком, то вполне вероятно, на него за это время уже нашелся бы Раскольников».

Примеры успешного функционирования краудсорсинга российского премьера явно впечатлили. Тем более что эта система применяется не только в гражданском бизнесе, но и в военном производстве и даже в полиции.

Например, одна из всемирно известных парфюмерных фирм долго и безуспешно билась над проблемой включения в зубную пасту очередного чудодейственного порошка. Были потрачены десятки миллионов долларов. Но все впустую — мелкий порошок в тюбик лезть не хотел никак. Тогда бросили клич в Сети и тут же получили десятки тысяч советов. Впрочем, абсолютно бесполезных. Но ведь это компании ничего не стоило, в отличие от затрат на штатных сотрудников. В конце концов решение было найдено одним молодым русским физиком — что-то наподобие замены положительного электрического поля на отрицательное. Мельчайшие частицы зубного порошка, перезарядившись, сами полезли в тюбик. Новатор получил $25 тыс., что бывает крайне редко. Обычно вообще ничего не платят. Расчет заказчика строится на том, что потенциальный потребитель хочет получить нужный ему продукт, поэтому и бесплатно помогает производителю. Либо кто-то просто хочет получить моральное удовлетворение от того, что именно его идея воплощена в жизнь. Впрочем, компания заработала на этом открытии, по разным данным, до $100 млн. Путину, кстати, такой расклад цен не понравился. «Требуйте повышения зарплаты!» — призвал он участников краудсорсинга.

Рассказали Путину также, что лондонская полиция моментально нашла всех зачинщиков недавних беспорядков при помощи 80 тыс. снимков, посланных по Сети. А Пентагон прямо в Интернете за три месяца и за $3 млн. разработал новую бронемашину вместо традиционных трех лет и $300 млн.

На что премьер удовлетворенно заключил, что краудсорсинг успешно реализован и в России. И главный пример этому — Объединенный народный фронт, в дискуссионных площадках которого в той или иной форме участвуют десятки тысяч человек. Да и министерства подтягиваются, размещая на своих сайтах согласно спецпостановлению правительства от 20 мая этого года проекты законов для всенародного обсуждения.

Так дело дойдет до того, что и Госдума не понадобится. Волеизъявляться можно и в Сети. А премьеру и президенту доложат.





Партнеры