Рыцарь “холодной войны”

За что сенатор Джон Маккейн не любит Россию?

“И их осталось только трое...” После того как от участия в президентском марафоне в США отказались республиканцы Митт, Джулиани и демократ Эдвардс (выигравший праймериз в Канзасе и Луизиане Майк Хаккаби, скорее всего, не в счет), предвыборную ситуацию можно описать знаменитым стишком про все уменьшающихся в числе негритят. Правда, к негритятам из оставшихся фаворитов прямое отношение имеет лишь Барак Обама, наступающий на пятки Хиллари Клинтон. Зато третий — Джон Маккейн — в республиканской среде реальных соперников почти не имеет.

Стать следующим президентом Соединенных Штатов у Маккейна шансов, скажем сразу, немного. Но они есть. Тем более что до президентских выборов порядка девяти месяцев. А это, между прочим, срок беременности, за который практически из ничего формируется целый человек. Вон, еще совсем недавно Маккейн даже не рассматривался как фаворит среди республиканских претендентов. Его опережали, по опросам, и Рудольф Джулиани, и актер Фред Томпсон. И где они теперь?

По мнению одного из ведущих американистов, высказанному в беседе с “МК”, когда речь идет о том, что шансы Маккейна стать президентом малы, дело заключается даже не в личности Маккейна, а в том, что два срока подряд Белый дом контролировался Республиканской партией. Но гипотетическая возможность победы у Маккейна все-таки имеется. Например, если Бушу удастся широко продемонстрировать видимость победы в Ираке, признаками которой должны стать стабилизация, активизация нефтяных корпораций в Ираке и появление первых эшелонов иракской нефти, что должно привести к снижению цен на черное золото. Тогда у республиканцев шансы возрастают. Есть еще одна возможность — если демократы не сумеют прийти к общему знаменателю, тем более что фаворитами у них остаются темнокожий и женщина.

Впрочем, и у сенатора от штата Аризона Джона Сидни Маккейна III есть серьезный “недостаток” — более чем солидный возраст. Если вообразить, что он все же станет президентом Америки, то к этому моменту ему пойдет уже 73-й год. Ни один из президентов США, как уже писал “МК”, не вступал в должность в такие лета (даже рекордсмен Рейган стал президентом на 70-м году жизни).

Наследник адмиралов

Бывший военный, ветеран войны, Маккейн в политику пришел далеко не юношей. Возможно, именно жизненный опыт помог ему быстро сориентироваться на новом поприще и добиться ощутимых результатов: уже в 1982 году был избран в Палату представителей. В 1986 году был избран в Сенат США от Аризоны, с тех пор он несколько раз переизбирался на эту должность. А в 2000 году Маккейн даже попытался выставить свою кандидатуру от Республиканской партии на президентских выборах. Однако Буш-младший сумел обойти его, несмотря на то, что Маккейн, окрыленный успехами на праймериз в Аризоне и Мичигане, уже размахивал игрушечным лазерным мечом а-ля Star Wars и обещал поражение Алу Гору.

Но дороге сенатора Маккейна в большую политику предшествовали тяготы и лишения воинской службы. Из военно-морского флота Маккейн ушел в 1981 году в звании капитана: до контр-адмирала он не дослужился. А жаль, мог бы продолжить адмиральскую династию: адмиралами были и отец, и дед Маккейна — два “человека и парохода” (в честь их обоих был назван эсминец “John S. McCain”).

Надо думать, что предки Маккейна были бы не против, если бы он продолжил семейное ремесло. Тем более все двигалось в этом направлении: Джон Маккейн III поступил в военно-морскую академию, но особым блеском там не отличался. Академию он окончил в 1958 году одним из последних по успеваемости в своем выпуске (пятым с конца!). Что, впрочем, не помешало ему стать военно-морским летчиком и служить на авианосцах. В 1962 году, во время Карибского кризиса, оказался на переднем крае “холодной войны”, грозившей перерасти тогда в войну ядерную. Нес боевое дежурство на авианосце “Enterprise”, участвовавшем в блокаде Кубы.

Военный герой...

Пилюлю, полученную недавно от Чака Норриса, заявившего, что не будет поддерживать Джона Маккейна из-за его преклонного возраста (“Боюсь, что во время такого четырехлетнего президентства его работу придется взять на себя вице-президенту”), подсластила разве что поддержка, оказанная мощными бицепсами Сильвестра Сталлоне. Если вспомнить, что киношный Рэмбо в исполнении Слая был ветераном Вьетнама, сам побывал во вьетнамской неволе и вытаскивал оттуда американских пленных, то такая поддержка — очень даже в тему.

В конце 1966 года будущий сенатор от Аризоны был приписан к авианосцу “Forrestal”, с его палубы он летал на “A-4 Skyhawk”. Вскоре авианосец был направлен в горячую точку — во Вьетнам. Маккейну не приходилось месить грязь в джунглях и кормить пиявок и насекомых, но удивительно, как он вообще вернулся с войны живым. Первый звонок прозвенел, когда капитан-лейтенант Маккейн едва избежал гибели в один из последних дней июля 1967 года, находясь на своем авианосце. Случайно в топливный бак “A-4 Skyhawk” Маккейна, собиравшегося взлетать с палубы авианосца, попала своя же, американская ракета. Маккейн чудом выбрался из кабины — прямо под самолетом взорвалась одна из бомб. Другим повезло меньше: начавшийся пожар унес жизни более 130 американских моряков, было уничтожено около 20 самолетов, а на ликвидацию пожара ушли почти сутки.

Далее — более: 26 октября 1967 года Маккейн вылетел бомбить тепловую электростанцию в центре Ханоя. Его миссию прервала ракета советского производства, сбившая “A-4 Skyhawk”. Маккейн с переломанными конечностями выбросился с парашютом и приводнился в озеро. Вполне понятно, что выловленного из воды американского “воздушного пирата” ждала весьма эмоциональная, но отнюдь не теплая встреча со стороны местного населения, исстрадавшегося от американских налетов. Маккейна здорово избили, не оставив на нем живого места, прежде чем он оказался за решеткой.

Тяжело раненного американца даже не отправили в госпиталь, сочтя, что он все равно вскоре умрет. Лишь после того, как кто-то из вьетнамцев выяснил, что в плен попал сын высокопоставленного американского адмирала, Джону стали оказывать медицинскую помощь. Говорят, что Маккейна выходили его сокамерники.

Когда Джон был уже в плену, его отца назначили командующим Тихоокеанского командования. Узнав об этом, вьетнамцы, вероятно, в пропагандистских целях предложили отправить пленника досрочно домой (с одной стороны, жест доброй воли, с другой — показать, что привилегированные американцы пользуются льготами по сравнению с другими военнопленными). Но Маккейн отказался. И покинул Вьетнам после пяти с лишним лет плена лишь в 1973 году.

...Или “маньчжурский кандидат”?

Вполне достойное и героическое поведение. Не так ли? Но есть в Америке люди, которые думают иначе. Недавно представители организации под названием “Ветераны Вьетнама против Джона Маккейна” фактически обвинили политика в предательстве во время его нахождения во вьетнамском плену. В Южной Каролине избирателям была разослана листовка с утверждениями, что кандидат-республиканец “повернулся спиной к соратникам-военнопленным, чтобы спасти собственную шкуру”. Утверждается, что на четвертый день плена Маккейн якобы согласился в обмен на медицинскую помощь передать вьетнамцам информацию военного характера. В вину Маккейну ставится, что вскоре после известия о назначении его отца на высокий командный пост вьетнамская пресса со ссылкой на показания Маккейна-младшего сообщила подробности боевой операции, в которой он участвовал. Говорится и о том, что в 1993 году, во время посещения Ханоя, Маккейн “просил вьетнамцев не предавать гласности никакие документы, имеющие отношение к возвращенным американским военнопленным”. Сторонники Маккейна категорически опровергают эти обвинения.

В этой связи “МК” задал несколько вопросов участнику вьетнамской войны, бывшему “зеленому берету” Тэду СЭМПЛИ, участвующему в акции “Ветераны Вьетнама против Джона Маккейна”.

— Вы уже давно критикуете сенатора Маккейна, а несколько лет назад назвали его “маньчжурским кандидатом”. Что вы имели в виду?

— Об этом вы можете прочитать в моей статье под одноименным названием в издании U.S. Veteran Dispatch. В ней приводится свидетельство бывшего генерала КГБ Олега Калугина, который свидетельствовал перед Сенатом США в 1992 году, что КГБ допрашивал американских военнопленных во Вьетнаме.

(Смотрю датированную декабрем 1992 года статью Тэда Сэмпли “Джон Маккейн — маньчжурский кандидат”. Чтобы было понятно — в этом заголовке содержится отсылка к известному триллеру времен пика “холодной войны” “Маньчжурский кандидат”, экранизированному в 1962 и 2004 годах. Вкратце смысл истории таков: во время Корейской войны одному американскому военнопленному, выходцу из семьи известного политика, коммунисты устраивают “промывку мозгов” и превращают его в “спящего агента”, призванного на американской земле играть роль инструмента коммунистического заговора против Америки. Так вот, в статье, о которой идет речь, нападки на Маккейна перемежаются с утверждениями об “обработке”, которой спецслужбы социалистических государств подвергали американских пленных во Вьетнаме. Вот одна цитата: “Калугин утверждал, что один из военнопленных, работавших на КГБ, был “высокопоставленный военно-морской офицер”, который, согласно Калугину, согласился работать на советских после его репатриации в США и часто появлялся на американском телевидении. Правда ли это или нет, это определенно требует расследования, хочешь не хочешь, сенатор Джон Маккейн подходит под это описание, и его поведение, тоже волей-неволей, вызывает серьезные вопросы”. В общем, никаких доказательств того, что Маккейну “промыли мозги”, нет — только допущения.)

— А чем вам не нравится поведение Джона Маккейна в плену?

— С Маккейном обращались как с наследным принцем. Он нарушил кодекс поведения американского военного, торгуя военной информацией в обмен на лучший врачебный уход. Находясь в плену, Маккейн вдобавок нарушил кодекс поведения, сделав 32 письменных заявления и радиовыступления, выгодных для северовьетнамцев. К тому же, ему оказывали медицинскую помощь в госпитале, обычно недоступном для американских пленников. Некоторые говорят, что в его лечении принимал участие советский доктор. Его (Маккейна) время от времени забирали из лагеря для военнопленных в более хорошие места для “специальных” бесед.

Кругом враги...

Оставим американцам разбирать вопросы преимуществ и недостатков личностей потенциальных президентов и их внутриполитических и экономических программ. Нам, жителям Старого Света, гораздо интереснее, чем чреват для внешнего мира приход в Белый дом того или иного кандидата.

— Мы, республиканцы, всегда знали, что первая задача правительства — обезопасить страну от всех врагов, внешних и внутренних, — конечно, в понимании Маккейна, у Америки нынче совсем иной комплект внешних и внутренних недругов. В числе главных внешних угроз, по Маккейну, Россия. Послушать любого из американских политиков, желающих занять кресло президента, и становится ясно: ни с кем из них у России большой любви не получится. Вообще-то принято считать, что приход президента-демократа способен еще дальше в сторону от задушевности завести отношения между Москвой и Вашингтоном. Но Маккейн отличился и здесь.

“Нам нужен новый подход Запада к этой реваншистской России” — это один из столпов внешнеполитической части предвыборной платформы Маккейна. Набор претензий к нашей стране у него в общем-то стандартный: “Сегодня в России мы видим ограничение политических свобод и руководство, где доминирует клика бывших офицеров разведки”. Опять же тема взаимоотношений России с “демократическими” постсоветскими странами типа Грузии. И, конечно же, манипуляция зависимостью Европы от российских энергоресурсов.

Именно Маккейн еще в 2005 году стал инициатором идеи исключения России из “Большой восьмерки”. И именно он вместе со своей, казалось бы, политической противницей Хиллари Клинтон выдвинули кандидатуры “борцов против московского империализма” Ющенко и Саакашвили на получение Нобелевской премии мира. Вообще, несмотря на межпартийные разногласия, ни республиканец Маккейн, ни демократка Клинтон не упускают возможности подколоть президента Буша за его сентиментальность многолетней давности, когда после встречи с российским коллегой в Любляне тот сказал, что заглянул в глаза Путину и “увидел его душу”. Маккейн спародировал Буша так: “Я смотрел в его глаза и видел три буквы — K, G, B”. А миссис Клинтон заявила, что могла бы подсказать Бушу, “что у бывшего сотрудника КГБ по определению не может быть души, поэтому это была пустая трата времени и бессмысленное занятие”.

— Антироссийские высказывания Маккейна — это просто отношение американского политика к существующему режиму или же русофобия? — с этим вопросом “МК” обратился к замдиректора Института США и Канады РАН Виктору КРЕМЕНЮКУ.

— Ну при чем тут русофобия! Маккейн демонстрирует идеологический подход. Он — человек “холодной войны”, прошедший горнило “холодной войны”, воевавший в ее ходе и достаточно настрадавшийся. Маккейн остался крепким антикоммунистом и сторонником силовой политики. В этом смысле он человек достаточно цельный и последовательный. Для него Россия — прежде всего противник. Он считает, что разговоры о демократии в России ведутся либералами только для того, чтобы размягчить Запад. На самом деле он считает, что ничего не изменилось: ушла компартия, а вместо нее сформировался авторитарный режим. Исходя из этого, он выступает за политику сдерживания России — пока Россия продолжает оставаться обществом, враждебным США и американским идеалам. Поэтому он критически относится к попыткам Буша договариваться с Россией, вовлекать ее в международные структуры (прежде всего в “Большую восьмерку”). В России Маккейн видит режим, обладающий ядерным оружием, который бросает вызов Америке.

— И в чем может заключаться политика сдерживания по Маккейну?

— В военном отношении — это создание для России постоянной военной угрозы, изматывание ее ресурсов в навязанной ей гонке вооружений. В политической сфере — изоляция России, исключение из таких организаций, как G8, недопущение в ВТО и в Организацию экономического сотрудничества и развития, ограничение контактов с НАТО. И еще надо иметь в виду, что риторика Маккейна в значительной мере носит пропагандистский характер — с целью привлечь симпатии той части электората, которая продолжает враждебно относиться к России.

Еще факты о Маккейне

•     В школьные годы за свой вспыльчивый, взрывной характер Маккейн получил кличку Punk (трудно сказать, что имелось в виду: панков в современном понимании тогда еще не было, а слово это можно перевести по-разному: гнилушка, трут, дрянь, чмо, дрянной и т.д.).

•    Маккейн женат вторым браком. Первая его жена, модель Кэрол Шепп, пока он был в плену, попала в серьезное ДТП. И, когда Маккейн наконец вернулся из плена, он обнаружил, что его жена потеряла былую привлекательность. Семейная жизнь катилась под откос, Маккейн гулял налево — все кончилось разводом, в котором Маккейн винит свои “эгоизм и незрелость”. Нынешняя жена — Синди Лу Хенсли — более чем на полтора десятка лет моложе Джона Маккейна. После ухода с военной службы Маккейн некоторое время работал в дистрибьюторской компании своего нового тестя.

•     В 1996 г. Маккейн возглавлял миссию наблюдателей от Международного республиканского института на выборах российского президента.

•    В апреле 2000 года тогда еще губернатор Техаса Джордж Буш-младший предложил Маккейну идти с ним в связке “вторым номером” — в качестве вице-президента. Маккейн было ответил, что ему это предложение неинтересно. Тем не менее вскоре Маккейн — резкий критик Буша — объявил о поддержке его кандидатуры и дал понять, что не против возможного вице-президентства.

•     По слухам, обнародованным “Нью-Йорк таймс”, в августе 2004 года, во время визита делегации конгресса США в Эстонию, сенатор Джон Маккейн с радостью согласился на предложение коллеги Хиллари Клинтон принять участие в соревновании на количество выпитой водки. Кто стал победителем, не сообщается. Сам Маккейн ни отрицать, ни подтверждать эту информацию не стал.

•     В августе 2006 года сенатор Маккейн был награжден грузинским президентом Саакашвили орденом Победы имени Святого Георгия (годом раньше этим же орденом Тбилиси удостоил Джорджа Буша) — “за особый вклад в победы, достигнутые для Грузии”. Немало у Маккейна и военных наград: “Серебряная звезда”, “Бронзовая звезда”, “Пурпурное сердце”, медаль “Легион почета” и т.д.

Так говорит Маккейн:

О президентстве: “Америке нужен президент, который восстановит предназначение нашей страны и ее положение в мире, нанесет поражение террористам и противникам, которые угрожают свободе у себя внутри и за рубежом, а также установит долгосрочный мир”.

О президентской охране: “Это растрата денег налогоплательщиков. Это все, что я не люблю... Если мы выиграем эти выборы, я намерен отказаться от Секретной службы. Зачем она мне нужна?”

Об имидже США: “Я буду работать с конгрессом США, чтобы создать новое независимое агентство, единственной задачей которого будет распространение по всему миру послания Америки”.

О демократии: “Если меня изберут президентом, в течение первого года нахождения в должности я созову саммит мировых демократий, чтобы выслушать точки зрения моих коллег”.

О Кастро: “Когда Кастро встретится с Карлом Марксом, что, я надеюсь, произойдет скоро, это будет великой возможностью принести свободу и демократию народу Кубы, и я знаю, как это сделать”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру