Физики утверждают, что авиакомпании не правильно сажают пассажиров на борт самолета

Норвежцы Видар Фретте и Пер Хеммер объяснили, почему авиакомпании действуют ошибочно

Авиакомпании запускают пассажиров на борт самолета партиями, в определенном порядке. Считалось, что это экономит время. Но норвежские физики уверяют, что это не так.

Норвежцы Видар Фретте и Пер Хеммер объяснили, почему авиакомпании действуют ошибочно
Фото: http://www.aviatablo.ru/sites/default/files/imagecache/w500/fotobank/6_39.jpg

Каждый, кому приходится часто летать, на собственном опыте знает, как  долго тянется нередко посадка пассажиров, как медленно заполняется самолет. Авиакомпании, пытаясь ускорить этот процесс, взяли себе за правило запускать пассажиров в салон партиями: сначала - первый и бизнес-классы, потом тех, чьи места ближе к хвосту, скажем, с 30-го ряда и до конца салона, следом за ними - тех, кто сидит в рядах с 15-го по 29-й, и под занавес - всех остальных.

Двое норвежских исследователей, крайне раздраженные этой ситуацией, решили подойти к вопросу научно.

Физики Видар Фретте из Стур-Хёугесуннского колледжа в Хёугесунне и Пер Хеммер из Норвежского университета естественных и технических наук в Тронхейме давно изучают механизмы образования пробок и заторов на автотрассах. Поэтому идея использовать те же математические модели для расчета процесса посадки пассажиров в самолет была по сути готова.

"Мы решили выяснить, почему вообще возникает этот затор, какие факторы ему способствуют, а какие препятствуют, - говорит Фретте. - Как это принято в физике, мы использовали для наших вычислений упрощенную модель салона: в каждом ряду - всего два кресла, по одному слева и справа от прохода".

Модель позволила выявить очень важную закономерность: оказалось, что время, необходимое для заполнения мест в салоне, связано с количеством претендентов на них нелинейно. То есть: если сразу запустить в самолет партию пассажиров вдвое большей численности, то рассаживаться они будут, конечно, дольше, но все же не вдвое. Время посадки хоть и увеличится, но менее, чем в два раза.

По мнению физиков, это связано с тем, что некоторые из пассажиров застревают в проходе как раз возле "своего" ряда, и чем больше пассажиров, тем чаще это случается, так что рассаживание происходит быстрее. Естественно, верно и обратное: тот, кто запускает пассажиров в самолет небольшими партиями, искусственно замедляет процесс посадки.

"Многие исследования показывают, что утвердившаяся сегодня практика запускать пассажиров партиями - скажем, сперва ряды с 33-го по 48-й, потом с 16-го по 32-й и так далее, - неэффективна, - объясняет Фретте. - Было предложено немало альтернативных идей, призванных оптимизировать этот процесс: например, сперва заполнять четные ряды, потом нечетные, или сперва все места у окна, потом все средние места и под конец места у прохода".

"Все эти предложения оказались совершенно неприемлемыми с практической точки зрения, что, в общем-то, понятно: это было бы сущее издевательство над пассажирами, и ни одна авиакомпания себе такого позволить не может, - отмечает Фретте. - Теперь же наше исследование показало, что запускать в самолет сразу всех пассажиров в случайном порядке гораздо эффективнее, чем делить их на партии. И чем больше пассажиров, тем больше будет выигрыш во времени".

Выразить этот выигрыш в точных цифрах авторы исследования пока не могут, но полагают, что он должен составить от 10 до 20 процентов, сообщает Deutsche Welle.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру