Каждый, кому приходится часто летать, на собственном опыте знает, как долго тянется нередко посадка пассажиров, как медленно заполняется самолет. Авиакомпании, пытаясь ускорить этот процесс, взяли себе за правило запускать пассажиров в салон партиями: сначала - первый и бизнес-классы, потом тех, чьи места ближе к хвосту, скажем, с 30-го ряда и до конца салона, следом за ними - тех, кто сидит в рядах с 15-го по 29-й, и под занавес - всех остальных.
Двое норвежских исследователей, крайне раздраженные этой ситуацией, решили подойти к вопросу научно.
Физики Видар Фретте из Стур-Хёугесуннского колледжа в Хёугесунне и Пер Хеммер из Норвежского университета естественных и технических наук в Тронхейме давно изучают механизмы образования пробок и заторов на автотрассах. Поэтому идея использовать те же математические модели для расчета процесса посадки пассажиров в самолет была по сути готова.
"Мы решили выяснить, почему вообще возникает этот затор, какие факторы ему способствуют, а какие препятствуют, - говорит Фретте. - Как это принято в физике, мы использовали для наших вычислений упрощенную модель салона: в каждом ряду - всего два кресла, по одному слева и справа от прохода".
Модель позволила выявить очень важную закономерность: оказалось, что время, необходимое для заполнения мест в салоне, связано с количеством претендентов на них нелинейно. То есть: если сразу запустить в самолет партию пассажиров вдвое большей численности, то рассаживаться они будут, конечно, дольше, но все же не вдвое. Время посадки хоть и увеличится, но менее, чем в два раза.
По мнению физиков, это связано с тем, что некоторые из пассажиров застревают в проходе как раз возле "своего" ряда, и чем больше пассажиров, тем чаще это случается, так что рассаживание происходит быстрее. Естественно, верно и обратное: тот, кто запускает пассажиров в самолет небольшими партиями, искусственно замедляет процесс посадки.
"Многие исследования показывают, что утвердившаяся сегодня практика запускать пассажиров партиями - скажем, сперва ряды с 33-го по 48-й, потом с 16-го по 32-й и так далее, - неэффективна, - объясняет Фретте. - Было предложено немало альтернативных идей, призванных оптимизировать этот процесс: например, сперва заполнять четные ряды, потом нечетные, или сперва все места у окна, потом все средние места и под конец места у прохода".
"Все эти предложения оказались совершенно неприемлемыми с практической точки зрения, что, в общем-то, понятно: это было бы сущее издевательство над пассажирами, и ни одна авиакомпания себе такого позволить не может, - отмечает Фретте. - Теперь же наше исследование показало, что запускать в самолет сразу всех пассажиров в случайном порядке гораздо эффективнее, чем делить их на партии. И чем больше пассажиров, тем больше будет выигрыш во времени".
Выразить этот выигрыш в точных цифрах авторы исследования пока не могут, но полагают, что он должен составить от 10 до 20 процентов, сообщает Deutsche Welle.