Толстоклювые кайры не дряхлеют и умирают внезапно

Ученые пользовались приборами, позволявшими в реальном времени отслеживать изменения в составе крови птиц

До сих пор все полагали, что позвоночные, включая человека, в процессе старения всегда слабеют и дряхлеют, и чем дальше, тем заметнее. Выяснилось, что это касается не всех позвоночных. "Даже очень старые кайры ведут активный образ жизни, выглядят вполне здоровыми - и вдруг умирают". Новое открытие биологов может потребовать пересмотра устоявшихся в биологии представлений.

wikipedia.org

У позвоночных, включая и человека, процессы старения и дряхления сопровождаются одними и теми же проявлениями: замедляется обмен веществ, нарушается способность к регенерации тканей, что, в свою очередь, приводит к снижению мышечной массы и плотности костей, износу суставов, ослаблению иммунного ответа, замедлению моторики. Организм становится более уязвимым для патогенов, хуже справляется с травмами, стрессами и физическими нагрузками.

Но канадские исследователи обнаружили, что это касается отнюдь не всех позвоночных. О своем открытии они заявили на прошедшей недавно в Зальцбурге ежегодной сессии британского Общества экспериментальной биологии, сообщает Deutsche Welle.

Для своих наблюдений биолог научный сотрудник университета Манитобы в Виннипеге Кайл Эллиотт избрал остров Котс на севере Гудзонова залива.

Толстоклювые кайры живут довольно долго. В колонии, изученной Кайлом Эллиоттом, оказалось немало особей в возрасте 30 лет и даже старше. Правда, определить точный возраст этих мафусаилов было невозможно, поскольку наблюдения за колонией начались 32 года назад, и ученый смог теперь лишь констатировать, что некоторые из только-только вылупившихся тогда птенцов до сих пор здравствуют. За последние четыре лета Кайл Эллиотт с коллегами обследовали более 200 особей - ученых интересовало, как кайры стареют. "Мы хотели выяснить их энергозатраты при нырянии, поскольку эти птицы могут порой оставаться под водой до пяти минут, а это огромная нагрузка и на обмен веществ, и на мышцы", - поясняет ученый.

Канадские исследователи воспользовались миниатюрными приборами, позволявшими в реальном времени отслеживать изменения в составе крови птиц. Кроме того, ученые регистрировали все перемещения подопытных - расстояния, преодоленные ими по воздуху, продолжительность и глубину погружений при нырянии. В ход пошли даже приемники сигналов спутниковой навигационной системы GPS.

Анализ собранных данных позволил вычислить, с какой скоростью передвигались толстоклювые кайры и сколько энергии они при этом расходовали. Вот тут-то и обнаружилось весьма странное и неожиданное обстоятельство, говорит Кайл Эллиотт: "Нам удалось  зарегистрировать некоторые возрастные изменения вроде снижения уровня насыщения крови кислородом, однако это снижение полностью компенсировалось замедлением обмена веществ. Так что в конечном счете мы не увидели никаких различий между молодыми и старыми особями в том, что касается их функциональных способностей. Даже самые старые кайры ныряют точно так же, как молодые".

Не смогли обнаружить ученые и никаких других признаков старческой немощи или дряхлости. "Нам не удалось зарегистрировать хоть какие-то мало-мальски существенные различия в физической форме между особями в самом расцвете лет и особями в более чем преклонном возрасте, - продолжает Кайл Эллиотт. - Мы полагаем, что и смерть у толстоклювых кайр наступает совершенно внезапно. Даже очень старые птицы ведут активный образ жизни, выглядят вполне здоровыми - и вдруг умирают. От инфаркта или от инсульта".