Творение великого Леонардо пытаются спасти физики

Ученые научились устанавливать состояние картин по автопортрету да Винчи

 Знаменитый рисунок красным мелом, известный как автопортрет художника Леонардо да Винчи, выцвел и покрылся пятнами. И вот на помощь реставраторам пришли физики, пишет The New Scientist. Особый метод изучения портрета, который не повреждает его и не требует взятия образцов изделия, основывается на  технологии отраженного света. С его помощью ученые попытаются определить, замедлилось ли разрушение рисунка теперь, когда он хранится в современных контролируемых условиях.

Ученые научились устанавливать состояние картин по автопортрету да Винчи
Леонардо да Винчи.

 Ученые тщательно изучили портрет, чтобы определить, замедлилась ли деградация теперь, когда рисунок хранится в современных контролируемых условиях. Они не могли наносить повреждения изображению, поэтому разработали особый метод без взятия образцов изделия - использовалась технология отраженного света.

Известный рисунок, выполненный красным мелом на бумаге, получивший широкое признание как автопортрет Леонардо да Винчи, стремительно выцветает из-за многолетнего воздействия света и тепла.

Хуже всего, что хранение на протяжении многих веков в нерегулируемой и влажной среде, привело к пожелтению и потемнению бумаги. Однако исследователи из Италии и Польши разработали новый метод, который на нано-уровне выявляет первопричины деградации и содействует в планировании соответствующих стратегий хранения.

С разрешения Королевской библиотеки Турина, картина да Винчи был отправлена для диагностических исследований в Центральный институт реставрации архивного и библиотечного наследия, Рим, Италия. Концентрируясь на районах с различными уровнями деградации, команда провела спектральный анализ бумаги, чтобы получить более глубокое представление о химических изменениях, как заметных, так и произошедших на молекулярном уровне, и выяснить концентрацию поглощающих свет молекул, известных как хромофоры.

Обычно, в живых растениях, хромофоры действуют в рамках передачи энергии по цепи в процессе фотосинтеза. Но когда растительный материал превратился в бумагу, хромофоры стали ответственными за пожелтение целлюлозы, содержащейся в этом документе. То есть, хромофоры в целлюлозе поглощают фиолетовую и голубую части видимого света, и в значительной степени рассеивают желтую и красную части спектра, тем самым формируя желто- коричневый оттенок, характерный старой бумаге.

Результаты окончательно показали, что влажность и кислород способствовали летучим химическим веществам, ответственные за деградацию бумаги, а также помогают хромофорам в обесцвечивания портрета. Предполагается, что повторение этого анализа не только предложит постоянную, измеримую оценку скорости деградации, но и увеличить понимание самих процессов деградации.

Такая информация должна иметь огромное значение для реставраторов и хранителей в их текущей деятельности по поддержанию и сохранению таких редких произведений искусства.

По мнению ученого Адриано Моска Конте из Римского университета Tor Vergata, новый метод анализа деградации древней бумаги без нанесения вреда артефакту станет ценным инструментом и позволит сберечь многие произведения.

Источники: Applied Physics Letters, infuture.ru, interfax.by.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру