Хороший иммунитет оказался признаком маленького мозга

Группа ученых, представляющих Стокгольмский университет, обнаружила взаимосвязь между силой иммунитета и размерами головного мозга. Изучая рыбок гуппи, специалисты пришли к выводу, что между этими двумя характеристиками может существовать обратная пропорция.

Хороший иммунитет оказался признаком маленького мозга

Исследователи сравнили две линии рыбок, у одних из которых мозг был относительно большим, а у других — сравнительно маленьким. В целях эксперимента они пересадили им чешуйки друг друга. При этом естественной реакцией на такую пересадку должно было стать отторжение фрагмента чужого тела, и по интенсивности этого отторжения учёные могли судить о том, как у рыбок работает иммунная система. Как оказалось, у гуппи с маленьким мозгом врождённый иммунитет был ощутимо более развит, чем у тех, чей мозг был большим, передаёт EurekAlert.

Через три недели эксперимент был повторён — специалисты вновь пересадили чешуйки рыбок друг другу, причём каждая гуппи получила того же «партнёра», что и в прошлый раз. На сей раз задачей было проверить, влияет ли размер мозга не на врождённый, а на приобретённый, то есть выработанный в процессе жизни иммунитет. Первая пересадка в этом случае должна была послужить «прививкой» перед вторым, и после неё в организме рыб должны были выработаться необходимые антитела.

Как оказалось, приобретённый интеллект рыбок от размера их мозга не зависел. При этом он, по не совсем понятным для учёных причинам, зависел от их пола — женские особи показывали более слабую иммунную реакцию на повторную пересадку, чем самцы.

То, что приобретённый иммунитет у самок гуппи оказался более слабым, чем у самцов, стало сюрпризом для исследователей. Науке известны случаи, когда более слабой иммунной системой обладают самцы — как правило, это означает, что силы организма они направляют на работу репродуктивной системы. На вопрос, каким образом эволюционно целесообразной оказался слабый иммунитет самок, учёные ответить пока не готовы.

При этом то, что врождённый иммунитет у обладателей маленького мозга был сильнее, учёных не слишком удивило. И иммунная система, и головной мозг требуют большого количества ресурсов организма, поэтому снижение энергетических затрат на одно позволяет увеличить их на другое, отмечают исследователи, опубликовавшие свою работу в журнале Proceedings of the Royal Society B.