На Церере астрофизики обнаружили ледяной вулкан

Это позволяет ответить на многие вопросы о карликовой планете

Карликовая планета Церера, представляющая собой крупнейшее небесное тело между орбитами Марса и Юпитера, вновь оказалась в центре внимания астрономов. Специалисты, работающие в рамках миссии Dawn, представили в престижном журнале Science серию исследований, посвященных космическому объекту. Одним из наиболее любопытных открытий, совершенных специалистами, стало то, что на планете присутствует так называемый криовулканизм. При этом вулканом оказалась крупнейшая гора на карликовой планете.

Это позволяет ответить на многие вопросы о карликовой планете

Криовулканизм наблюдается на небесных телах, где установилась крайне низкая температура окружающей среды. По сути своей, криовулканы не слишком отличаются от привычных нам «земных» вулканов, однако извергают они не расплавленные скальные породы, а так называемую криолаву, чаще всего представляющую собой смесь жидкого аммиака, жидкого метана, воды в жидком и газообразном состоянии, а также других примесей, варьирующихся в зависимости от космического объекта, на котором происходит извержение.

На Церере следы криовулканизма обнаружены на куполообразной горе под названием Ахуна Монс. Как выяснили специалисты, именно извержения холодной солёной воды и послужили причиной того, что гора эта появилась. При этом специалисты утверждают, что сформировалась Ахуна Монс сравнительно недавно — исследование показало, что она «моложе», чем окружающие её ударные кратеры.

Специалисты не исключают, что именно процессы криовулканизма стоят за появлением на Церере таинственных сверкающих пятен, уже давно вызывающих интерес не только планетологов, но и множества людей, в целом от науки далёких. Также открытие в некоторой степени может пролить свет и на ряд других тайн, окружающих планету, и послужить доказательством некоторых более ранних предположений учёных.

В частности, версия об извержении криовулканов хорошо согласуется с ранее выдвинутым предположением об озёрах из жидкой соленой воды из жидкой солёной воды в недрах Цереры, а также помогает объяснить, как эта вода попадает на её поверхность. Помимо этого, свидетельства геологической активности на Церере позволяют объяснить, почему на ней нет по-настоящему крупных кратеров.

Церера была открыта в 1801 году и названа в честь древнеримской богини плодородия. 27 сентября 2007 года к ней была запущена космическая станция Dawn, а в 2015 году на снимках этого исследовательского зонда были впервые обнаружены таинственные белые пятна на поверхности планеты. Первоначально относительно их происхождения выдвигались многие версии, вплоть до самых фантастических. Позднее учёные предположили, что пятна могут оказаться льдом, а ещё некоторое время спустя в качестве причины необычного блеска был назван гидратированный сульфат магния.