Ученые вышли на темную материю

Результаты интригуют, но не окончательны

Исследователи из Fermilab в поисках темной материи
Ученые, возможно, обнаружили частицу, которая является ведущим кандидатом на роль таинственной темной материи, хотя убедительных доказательств этому пока не получено.

9-летний поиск, ведущийся в уникальной обсерватории, в шахте старого железного рудника на глубине свыше 600 метров под землей дал возможность обнаружения слабовзаимодействующих массивных частиц (WIMP).

Но физики говорят, что есть примерно один из четырех шансов, что их открытие лишь фоновый шум. А это значит, что по всему миру «охота» с участием, по крайней мере, двух десятков различных обсерваторий и сотен ученых будет вестись дальше.

"По одному или двум событиям судить довольно сложно. Цифры слишком малы", сказал Тарек Сааб, профессор и один из десятков физиков, участвующих в проекте «Криогенный поиск темной материи» (CDMS II - Cryogenic Dark Matter Search II) – эксперимент, базирующийся в Суданской шахте на севере штата Миннесота (США).

"До сих пор, и не только нам, а всем приходилось работать без необходимой статистики - мы были слепы в этом смысле, - объяснила Дурдана Балакиширева, исследователь из университета Флориды. - Но впервые мы можем говорить о своеобразной статистике в вопросе изучения феномена темной материи".

По крайней мере, открытие помогает опровергнуть некоторые теории о темной материи - повышением информированности о слабовзаимодействующих массивных частицах и потенциальным ускорением гонки обнаружения темной материи, говорят ученые.

"Мы, безусловно, надеемся, что в ближайшие пять лет или около того, кто-нибудь, наконец, все-таки зафиксирует четкий сигнал", - верит Тарек Сааб.

Отчетный документ о результатах эксперимента вышел в предпечатном вестнике «Science Express».