Осторожно, двери улыбаются

Остановки в общественном транспорте стали объявлять с чувством

16 января 2012 в 15:59, просмотров: 2179

«Перед выходом из трамвая проверьте, не забыли ли вы свои вещи...» Каждый день, садясь в транспорт, мы слышим одно и то же. Но вряд ли кто-то из нас всерьез хоть раз задавался вопросом: кто же объявляет остановки? И как вообще происходит процесс записи? Сказать пару предложений громко и четко — что может быть проще?.. Корреспондент «МК» сделала 30 дублей, прежде чем правильно произнести всего одну фразу.

Осторожно, двери улыбаются
Ирина Панкина.

Справка МК кстати

Работа диктора оплачивается индивидуально. С каждым из них предприятие заключает договор, где прописывает расценки. По словам дикторов, в среднем день записи стоит от 2 тыс. руб. В принципе профессионалу достаточно 2-3 дней, чтобы записать один маршрут и смонтировать получившееся.

Передать на словах звуки — дело не из легких. И последняя тенденция в Первопрестольной — подходить к объявлению остановок общественного транспорта творчески. Говорить с улыбкой — так, словно вы и он (этот голос) добрые друзья.

В некоторых трамваях на севере столицы уже несколько месяцев пассажиры слышат именно такой голос — добрый и мягкий. Это говорит Ирина Панкина.

— Мне хотелось, чтобы в моем голосе люди всегда слышали пожелание доброго дня или вечера, — объясняет Ирина.

Она — профессиональный диктор. В свое время закончила Гнесинку, потом долгое время работала на радио, а последние годы преподает музыку в школе. Сманил на новую работу, точнее сказать — подработку, Ирину ее сын Илья. Он работает водителем трамвая.

— В один прекрасный день ему надоел этот сухой дипломатический голос, объявляющий остановки, — рассказывает Ирина Панкина, — поэтому он предложил записать мой голос.

Мать и сын сняли у друзей студию — и началось. По словам Ирины, первую запись остановок на маршрут трамвая № 11, который идет до «Останкино», получилось сделать всего с четырех дублей. Сейчас же одно объявление приходится записывать с 10-го, а то и 20-го дубля. Сын Илья — требовательный слушатель.

— С одной стороны, нужно говорить быстро и четко, чтобы информация дошла до человека, а с другой — тепло и нежно, чтобы пассажиру было приятно слушать, — объясняет Ирина. — Каждое объявление надо произносить с разной интонацией, акцентируя внимание на важных словах.

«Неужели это так сложно — говорить четко и с интонацией, ставя ударения на главные слова?» — эта мысль меня очень занимала, и я предложила Ирине записать моим голосом хотя бы пару объявлений.

Я надела наушники и красиво произнесла (так мне, во всяком случае, показалось): «Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка — Сельскохозяйственная улица». Это был лишь первый дубль... А всего я тараторила эту фразу раз 30, не меньше. Минут через 10 мне уже начало казаться, что мой артикуляционный аппарат вообще вышел из строя. Произнося слово «сельскохозяйственная», я то пришепетывала, то присвистывала. Еще не там, где надо, ставила ударение и делала паузу. А когда услышала себя в записи, то просто не узнала свой голос. Он был ужасным!

— Не переживай, — улыбнулась моя наставница. — Человеку свой голос в записи всегда кажется противным. На самом деле это иллюзия.

Когда мучения мои закончились, я уже радовалась тому, что никто, кроме Ирины, меня никогда не услышит. А вот ее тембр голоса мне очень понравился. Как пояснила Панкина, до сих пор она звучала только в шести трамваях, прикрепленных к депо им. Баумана. В 2012 году она будет объявлять остановки еще в девяти трамваях на востоке Москвы — от депо им. Русакова.

— Сотрудники Русаковского депо еще летом случайно услышали в салоне другого трамвая, как я объявляю остановки, — пояснила Ирина. — И форма подачи информации им очень понравилась.

Недавно она закончила записывать для них остановки, и со следующего года фонограмма с ее голосом должна выйти в эфир.

Кстати, в «Мосгортрансе», который обслуживает весь наземный общественный транспорт столицы, на сегодняшний день нет даже единой службы звукозаписи. Автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо заключают договоры на предоставление таких услуг в основном с профессиональными дикторами. И самостоятельно записывают фонограммы объявления остановок, маршрутов и другой важной информации для пассажиров. В депо им. Баумана, к примеру, Ирине предложили на запись только один час в день — во время обеденного перерыва, пока воцарялась относительная тишина.



Партнеры