Грядка для гениев

Почему из феноменальных российских детей получаются известные западные ученые?

20 марта 2012 в 20:04, просмотров: 4389

«Не витай в облаках», «бери быка за рога», «держи себя в ежовых рукавицах» — стандартный набор родительских наставлений. Кто их слушает в наше время — большинство детей пропускает их мимо ушей.

А вот Женя Бойцов, ученик четвертого класса из подмосковного города Долгопрудного, посмотрел на шаблоны речи свежим, творческим взглядом,
и в результате получился забавный мультфильм, который мгновенно прославил девятилетнего мальчика далеко за пределами родного города Долгопрудного.

Грядка для гениев
фото: Геннадий Черкасов
Женя Бойцов и его одноклассники.

Пластилиновая история

Все началось с того, что Женя очень любит лепить из пластилина. «Леплю сколько себя помню», — говорит мальчик. А вот мультпроизводством Женя увлекся совсем недавно, в конце декабря прошлого года. Так соединились два увлечения Жени: весь видеоряд — от звезды в небе до собственного автопортрета — четвероклассник вылепил из пластилина. Картинки, как и положено в настоящей анимации, живые, сюжет простой, но исполнен с юмором, и даже есть своя моральная доминанта — все как у взрослых. Недаром известный аниматор Гарри Бардин, увидев работу Жени Бойцова, похвалил начинающего мультипликатора и благословил продолжать творчество. А в школе, где учится мальчик, пообещали использовать его мультики как учебное пособие. Тем более последний из них — это, можно сказать, ответ на социальный заказ президента. После того как Дмитрий Медведев объявил 2012 год Годом российской истории, Женя Бойцов тут же выпустил мультфильм по теме: в нем есть про все юбилейные даты отечественной истории — и про Ледовое побоище, и про борьбу с польскими интервентами в Смутные времена, и про Бородинскую битву...

Чтобы освоить анимацию, Женя читал книжки, искал специальные программы в интернете. И помогала ему в этом вся семья, даже крестная мама. В роли оператора на первом мультфильме «Пингвин учится летать» была именно она, а Женя лепил и двигал фигурки. Со временем он освоил все смежные в анимации профессии. Теперь он умеет и снимать, и озвучивать, и монтировать. А недавно про Женино творчество рассказали в новостях по центральному телевидению.

фото: Геннадий Черкасов

Всем звездить!

— Тебя ребята в классе еще не дразнят звездой?

— Нет, у нас каждый год новые звезды, — невозмутимо отвечает Женя. — Нет ни одного ученика в классе, который бы чем-нибудь не прославился.

И это правда. Женя Бойцов учится в лицее № 11 «Физтех» в городе Долгопрудном Московской области. А это необычная школа. Ее 20 лет назад создали преподаватели знаменитого МФТИ для своих детей. А сейчас уже дети детей учатся здесь. За эти годы школа стала экспериментальной площадкой для многих школьных и научных программ. В рамках одной из них в лицее ежегодно проходит научная конференция школьников — и в ней участвуют все ребята, даже первоклашки. Тему научного исследования и форму доклада каждый ребенок выбирает самостоятельно: у кого к чему душа лежит. Как говорит заместитель директора лицея по воспитательной работе Виктория Ахматова, «мы щеки не надуваем и не лезем в те проблемы, которые ребенку не по силам».

фото: Геннадий Черкасов

Но планка научных докладов школьников — довольно высокая. Потому что, считают педагоги, точка роста образуется там, где ребенок смог что-то преодолеть, самостоятельно решить какую-то проблему. Так получилось и с мультфильмами Жени Бойцова: сначала это было его домашнее увлечение, а сейчас серьезное дело — научная работа и почти учебно-методическое пособие.

«Олимпийцы» из Долгопрудного

Помимо лепки из пластилина и мультипликации мальчику очень нравится математика. Он, как и большинство лицеистов «Физтеха», участник и призер множества олимпиад. По количеству победителей областных и республиканских олимпиад и по показателям баллов на ЕГЭ школа входит в первую десятку средних образовательных учреждений области. Фамилии многих лицеистов перечислены в энциклопедии «Одаренные дети России». А Женя Бойцов, по свидетельству экспертов из Общероссийской малой академии наук, входит в сотню наиболее результативных учащихся России. Последнее тому подтверждение — онлайн-конкурс по математике, где он набрал 99,75 балла из 100 возможных. Мама Жени, тоже выпускница лицея, хоть и признает, что ее ребенок способнее сверстников, главную причину его достижений видит все же в талантливых педагогах.

«Лицей дает на всю жизнь фундамент прочности, — говорит Ирина. — Учиться там тяжело, но потом легко вся жизнь строится. Друзья удивляются, как я все успеваю сейчас, на работе большие нагрузки, а еще семья, дом, но я привыкла с детства крутиться. Женя и его одноклассники тоже отличаются от своих ровесников даже сейчас, уже в таком раннем возрасте. Им интересно учиться. Они, когда приходят к нам в гости, постоянно что-то конструируют, придумывают. Я ни разу не слышала от них грубости, мата».

фото: Геннадий Черкасов

«Мы говорим своим детям: нам все равно, кем вы будете — физиками или лириками. Главное — проявите себя. Зазвездите хоть в чем-нибудь. Один наш выпускник очень долго никак себя не проявлял, мы уже собирались его отчислять за посредственные оценки в учебе, а потом ему поручили подготовить концертную программу, и он поставил такой танцевальный номер „Стиляги“, что его до сих пор помнят! Оказалось, парень участвует в международных турнирах по рок-н-роллу. Естественно, ни о каком отчислении больше речи не шло. А Дима Черепанов, наш одиннадцатиклассник, успевает и призы брать на олимпиадах по математике, и серьезно заниматься музыкой. Многие наши учащиеся помимо учебы в лицее занимаются еще в музыкальной и в спортивной школах. Мы их так и зовем: трижды герои, — смеется Виктория Ахматова и добавляет: — Хотя их никто насильно не заставляет участвовать в олимпиадах, писать научные работы, играть в КВНе или в „Что, где, когда“. Им самим интересно».

Если грамотно организовать свое время, считает десятиклассница Вера Степанова, его хватит на все: до 9 вечера — домашние уроки, а потом хочешь — сиди в сетях или общайся с друзьями. Гуляй или читай книжку для души. Мнению девушки можно доверять: после победы на прошлогодней Всероссийской олимпиаде по истории искусств Вера стала обладательницей стипендии президента.

Свою работу по творчеству Пабло Пикассо Вера защищала на научно-практической конференции на английском языке. В лицее стараются дать сильную языковую подготовку, недаром многие выпускники смогли поступить на бюджетные места в языковые вузы. «Главное, что отличает наш лицей от других школ, — дружеская атмосфера, мы все друг друга знаем, — говорит девушка. — Поэтому я чувствую себя здесь уютно. Я знаю по именам половину лицея! И в лицо всех знаю. У нас нет параллельных классов, когда идет подготовка к новогодним праздникам или театральным постановкам, литературным вечерам, все дети объединяются, все классы вместе участвуют в школьной жизни».

фото: Геннадий Черкасов

Большие проблемы маленькой школы

Лицеисты и преподаватели гордятся тем, что знаменитый вуз доверил им свой бренд, и считают себя младшими братьями по разуму Физтеха. «У нас тут штучное производство гениев», — шутят преподаватели по поводу того, что в лицее учатся всего 200 детей.

«Мы сейчас внедряемся в лаборатории МФТИ, — рассказывает директор школы Марина Машкова. — Учащиеся создают самостоятельные научные коллективы, их руководителями становятся преподаватели и студенты Физтеха. Так мы надеемся привить детям интерес и вкус к научному и техническому творчеству, научить их командной работе».

Но не только чистая любовь к науке толкает лицеистов к внедрению в вузовские лаборатории, да и не только в них (а также и в институтский спортзал, например). Существует еще одна, банальная причина такой «интервенции» — острая нехватка площадей в самом лицее, который занимает здание детского садика. Ведь лицей «Физтеха», несмотря на все свои образовательные рейтинги и благородное происхождение частной школы, каким он был в 90-е годы, уже давно по статусу считается обычной муниципальной школой города Долгопрудного, со всеми вытекающими последствиями.

фото: Геннадий Черкасов
Дмитрий Черепанов, победитель математических олимпиад.

«Нашим ребятам необходимы более комфортные условия учебы и отдыха», — твердят педагоги лицея, но донести свой мессидж до чиновников не могут. «Детям просто необходима школа полного дня, с хорошей столовой, собственным спортзалом и актовым залом! — повторяют заезженную пластинку директор и зам. — А сейчас мы уроки физкультуры проводим в МФТИ, опыты ставим тоже в их лабораториях, конференции проводим там же...»

Старший брат лицея помогает чем может, но взять полностью заботу о лицеистах не может. В МФТИ есть свой объект заботы — студенты. Учеба в Физтехе славится своими ломовыми нагрузками, поэтому большинство его студентов живет на западный манер, не покидая студенческого кампуса. Для труда и отдыха там созданы все условия. О чем лицеисты могут только мечтать. «Сколько мы ни писали во все инстанции, что лицею нужно новое здание, нас только кормят обещаниями», — грустно вздыхает директор Марина Машкова.

Уже 10 лет обещают преподавателям и родителям, которые не менее активно хлопочут о новом здании, что вот-вот будет готов проект, выделена земля и начнется стройка. Но годы идут, дети растут, лицей готовится уже к 17-му выпуску, а будущих Курчатовых и Перельманов по-прежнему выращивают в стенах детского садика.

фото: Геннадий Черкасов
Заместитель директора лицея «Физтех» Виктория Ахматова.

Политики в последние годы часто повторяют, что стране нужны молодые талантливые ученые, что необходимо поднимать престиж отечественной науки. Но воз государственного образования движется по наезженной колее, интерес к малокомплектным школам невысок. Хотя понятно же, что разглядеть и вырастить юного гения в школе на полторы тысячи человек, где учатся по пять параллельных классов, намного сложнее, чем в школе, где все друг друга знают в лицо. Но именно для таких массовых школ и строятся новые здания, набираются новые штаты учителей, предоставляются широкие возможности для финансирования.

Возможно, сказывается наследие советской эпохи: планируем с размахом, хотим вспахать целину, а получается маленькая грядка, для гениев, которую выращивают энтузиасты.

В лицее гордятся высоким процентом поступлений своих выпускников на бюджетные места — ведь это самый объективный результат работы учебного заведения. Почти 70% выпускников лицея «Физтеха» поступают в МФТИ, остальные 30% распределяются по другим, не менее престижным вузам, в том числе и гуманитарным. Многие потом заканчивают вузы с красным дипломом. И кому-то предлагают продолжить обучение в США, в частности пятеро лицеистов уехали в Стэнфордский университет. Только вот вернутся ли обратно? Вкус к учебе и науке им привили, пора бы и голод утолить.



Партнеры