Водитель вне закона

Российские автовладельцы — сословие, пораженное в правах

2 мая 2012 в 17:28, просмотров: 4947

В современной России на одно сословие больше, чем в любой другой стране мира. У нас есть рабочие, крестьяне, интеллигенция, чиновники и... водители.

Водитель вне закона
фото: Александр Астафьев

Они выведены в обособленную группу, подвергнуты ожесточенному правовому регулированию, подлежат строгой регламентации действий, обязаны сдавать деньги государству и лишены гражданских прав, гарантированных Конституцией страны остальному населению.

В цивилизованных государствах все граждане равны. Для них одинаковые законы, одни и те же правила, одинаковая система поощрений и наказаний. И водитель — это тоже гражданин. Именно поэтому в нормальных странах нет дорожной полиции. Потому что с позиции закона правонарушения бывают только общечеловеческие, а не тематические — и ответственность не зависит от того, был ли человек за рулем автомобиля, или управлял башенным краном, или ехал в лифте. Причем есть такие страны, в которых не то что нет дорожной полиции — нет вообще правоохранительных структур, работающих на дороге. Например, в Грузии и Южной Корее.

В России водитель поражен в правах. Основной закон его не касается в самом сокровенном. Водитель лишен презумпции невиновности, гарантированной ст. 49 Конституции, и равенства перед законом, декларированной ст. 19. Убийца, схваченный с топором над телом жертвы, защищен презумпцией невиновности — и суд все равно обязан доказать его вину. А с водителем — наоборот. Если его автомобиль в момент превышения скорости зафиксировала фотовидеокамера, он считается виновным и освобождается от ответственности лишь в одном случае — коли сам докажет суду, что за рулем был кто-то другой, например управлявший по доверенности. А если житель Москвы или Санкт-Петербурга припаркует машину в неположенном месте, то получит удвоенный штраф — в отличие от жителя Смоленска или Костромы. Хотя ст. 19 утверждает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от... имущественного положения и места жительства».

Причем обе статьи Конституции продолжают получать расширенное толкование и новые законодательные уточнения, масштабней аннулируя права и свободы водителей. Искалеченная ст. 49 поначалу лишила презумпции невиновности только тех, кто быстро ездит, а потом распространилась и на тех, кто едет не по своей полосе. Аннулирование ст. 19 лишило людей равенства, поставив сумму штрафа в зависимость от места проживания, а теперь получила новый законопроект, позволяющий тем, кто живет ближе к сберкассе, отвечать перед законом в два раза меньшей суммой.

Выделение водителей в отдельную категорию граждан, имеющих меньше прав и свобод в отличие от остального населения страны, происходит по канонам уголовного мира, когда ответственность или поражение в правах не зависит от степени вины и тяжести проступка, зато зависит от степени личной неприязни пахана. Водители виноваты перед властью в том, что они представляют собой наиболее платежеспособную и наиболее конфликтную категорию граждан, все более решительно требующих от власти справедливости, возражающих против мигалок, безнаказанности чиновников, взяток полиции, непомерного увеличения налоговой нагрузки. Ответ власти на рост правовой грамотности и гражданского самосознания — выведение водителей в обособленное сословие, лишенное защиты Конституции.




Партнеры