Вот Бог, а вот школьный порог

Как и кого учить основам религии?

20 мая 2012 в 17:06, просмотров: 4415

Тема введения в общеобразовательных школах России обязательного изучения «Основ религиозных культур и светской этики» продолжает волновать умы и сердца наших сограждан. О своей позиции «МК» рассказывает первый заместитель управляющего делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископ Константин Бендас.

Вот Бог, а вот школьный порог
фото: Геннадий Черкасов

— Однажды вы сказали по поводу введения «Основ религиозных культур и светской этики», что при том, как это происходит сейчас, фактически нарушается Конституция РФ. Что вы имели в виду?

— Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской, как бы он ни назывался, появляется в списке обязательных, то неизбежно возникнут нарушения.

Вот пример: несколько лет назад мы получили сразу две жалобы из Кемеровской области, где на уроках ОБЖ педагоги зачитали список «страшных тоталитарных сект», к которым походя причислили все протестантские церкви. Среди учащихся оказались дети прихожан и священнослужителей евангельской общины, название которой прозвучало. Они пожаловались родителям, а родители обратились в правоохранительные органы.

Могу привести пример из собственной практики. Один из моих сыновей вместе с классом ездил на экскурсию по Золотому кольцу России. Было и несколько экскурсий по монастырям Русской православной церкви. И все бы хорошо, но в одном из храмов экскурсию вела монахиня, которая весь класс вовлекла в богослужение. В классе были дети разных национальностей, из семей с различными религиозными воззрениями... Впоследствии я разговаривал с классным руководителем. Она искренне не понимала, в чем проблема. В ее представлении участие детей в таинстве Святого причастия было приключением, таким же, как (прошу не счесть за кощунство) примерка лаптей в музее русской деревни.

— Насколько востребовано изучение религии современными школьниками?

— Недавно были обнародованы результаты социологического исследования «Религия в российском обществе», проведенного по заказу Общественной палаты РФ. Большинство родителей (68%) предпочитают светские курсы. Цитирую одно из приведенных в исследовании распространенных мнений: «Если родители хотят детей к религии приобщить, то они это лучше дома сделают, а в школе это искажено будет».

— Что можно сделать сейчас, когда распоряжение о вводе в следующем году ОРКСЭ во всех российских общеобразовательных школах уже подписано?

— Я полагаю, что нужно провести независимое социологическое исследование результатов эксперимента по введению ОРКСЭ. Большая вероятность того, что оно было выполнено некачественно. К нашему многочисленному по количеству религиозных организаций и общин в России протестантскому сообществу ни в одном из регионов, где проходил эксперимент, никто официально не обращался. У детей никто не спрашивал, как они, протестанты, чувствуют себя в классе, где нельзя выбрать основы протестантской культуры. Выбирать должны родители, и если весь класс в городской школе избрал какой-то один модуль (неважно какой), я считаю, что это — признак тревоги, признак административного давления«. Такое происходит в большинстве школ.

— Какой выход вам видится?

— Хороший священник, имеющий духовное образование и практический опыт работы, донесет до детей основы веры намного лучше. Но не в школе это следует делать, а в церкви. И в результате в выигрыше останутся все: и дети, которые узнают о вере из «первых уст», и школы, которым не придется нарушать закон, и государство, которое сможет укрепить нравственность юных граждан.



Партнеры