Трава и демократия: споры из-за Национальной аллеи в Вашингтоне

Культовое место стало средоточием дебатов из-за травяного покрытия

Может ли быть трава мерилом демократии? Это не шутка и не вопрос на засыпку. Лично я отвечаю на этот вопрос так: да, может!.. Национальная аллея (National Mall) в Вашингтоне – это гигантская лужайка, 1000 акров земли между мемориальным памятником Аврааму Линкольну и зданием Капитолия. Она пролегает вдоль парка Западный Потомак и Конституционных садов. Сам Молл длинною в одну милю начинается с Третьей стрит у подножия Конгресса США и тянется к монументу Джорджа Вашингтона — знаменитому «Карандашу».

Культовое место стало средоточием дебатов из-за травяного покрытия

Сложившийся более века назад National Mall был задуман как густой ковровый уголок зелени, связывающий самые дорогие сердцу каждого американца национальные монументы. Для американцев трава на Молле также священна, как для россиян — брусчатка Красной площади. Но у американцев идиллии не получилось. Молл стал ареной многих народных фестивалей, инаугурационных торжеств и маршей в защиту гражданских прав. Мое знакомство с Моллом произошло в день исторического миллионного марша, на котором Мартин Лютер Кинг произнес свою историческую речь о Мечте.

Вполне естественно, что за прошедшее столетие трава на Молле несмотря на тщательный уход поистерлась. В некоторых местах лужайка стала походить на лысину великана. Оно и не удивительно. По данным Службы национальных парков, National Mall ежегодно топчут около 60 миллионов ног.

Сейчас Молл находится в процессе обновления. На одном из участков лужайки высадили дорогую «изящную» траву. Но где тонко, там и рвется. Поэтому Служба парков завела на опытном участке строжайшие правила. Они резко лимитируют количество фестивалей и концертов. Строго регулируют время игры в софтбол и фрисби.

Запреты вызвали «кризис идентичности» Молла, а вместе с ним жаркие дебаты об его будущем. Каким должен быть отреставрированный Молл — остаться как прежде «утилитарным» местом многотысячных сборищ, грубоватым, но общительным, или бездушным натюрмортом, Молла поющих осанну искусству полеводов? Сам суперинтендант Молла Боб Вогель за демократическое решение этой дилеммы. «Это место должно использоваться на всю катушку. Это место демократии в действии. Вот почему перемены воспринимаются людьми так тяжело», — говорит он.

Новая экспериментальная часть Молла наиболее близко подходит к зданию Капитолия. И это тоже в высшей степени символично. Нынешний Конгресс США, в котором больше половины «слуг народа» миллионеры, тоже значительно «полысел» по части демократии. Проект реставрации Молла имеет 40-миллионный бюджет. И это тоже диктует превращение остального Молла в зеленую буколику. Строгие правила стали применяться даже там, где трава Молла еще не утратила свою демократическую непокорность.

Устроители фестивалей помимо соблюдения новых строгих правил, обязаны сейчас еще платить за «дружественные панели», оберегающие траву. Даже тентам выставлены лимиты времени. Как нарочно красными флагами будут отмечаться места, закрытые для посетителей.

Дело дошло до того, что даже Конгресс раскололся на две части и не всегда согласно партийной принадлежности. Директор Службы национальных парков Джонатан Джэрвис то и дело получает послания от законодателей. Одни за, другие против. Те, кто против, пишут об опасности возникновения «травяной войны». «Конечно важно сохранить лужайку этого национального достояния. Но это не должно отразиться на его духе», — пишет, например, конгрессмен-республиканец из штата Айова Том Лэтен.

А в графике National Mall уже выстраиваются фестивали.

Грядет фольклорный фестиваль Смитсоновского института. Его организаторы опасаются, что новые правила могут сорвать этот фестиваль, традиция которого восходит к 1967 году. Директор Фольклорного центра и культурного наследия Майкл Этвуд Мейсон говорит: «Мы считаем, что после 47 лет наших фестивалей парковое начальство должно рассматривать нас как культурный ресурс, который заслуживает защиты, ну хотя бы как трава».

Приближается и Национальный фестиваль книги. Впервые за последние десять лет он будет проводиться не на Молле, а во Дворце съездов имени Уолтера Вашингтона. Устроителям фестиваля не по карману цена «ухода за травой».

Но вот игроки в софтбол и фрисби довольны. В густую траву, не истоптанную тысячами ног, приятнее падать чем на облысевшую землю. Легче сохранить голову и колени. Попечители Молла говорят, что эти игроки влюбились в новый травяной покров «до смерти» и что его также полюбят и другие его посетители. Весь Молл сейчас разбивают на отдельные участки, каждый из которых больше обычного городского блока. Устанавливается новая ирригационная система.

В прошлом, когда Молл еще не стали маникюрить, полиция довольно-таки либерально относилась к посетителям, даже к демонстрантам. Сейчас гайки закручиваются.

 

Все то, что происходит сейчас на Молле, не ново. В 1984 году министр внутренних дел США Джеймс Уотт запретил празднование на Молле… Дня Независимости! Дело в том, что в праздновании должна была принять участие рок-группа «Бич Бойз». По мнению министра, эти парни могли привлечь на Молл «не ту толпу». Разразился скандал. В инцидент пришлось вмешаться Бушу-отцу, который тогда занимал пост вице-президента при президенте Рейгане. Министр юстиции дал задний ход и разрешил концерт «Бич Бойз». Количество «не той толпы» на Молле составило четверть миллиона человек.

Сейчас такой номер может не пройти.

Особенно трудно придется Фольклорному фестивалю, который длится по традиции две недели. В этом году его проведение намечено на июнь месяц и начало июля. Обычно его проводят на наиболее пыльном участке Молла — западном. Но поскольку этот участок будет засеян новой густой травой, фестиваль будет перенесен на еще более пыльную и более скромную территорию по соседству с Национальным музеем американских индейцев. Но и это решение еще «висит в воздухе». На всякий пожарный случай руководство Молла вступило в контакт с Главной бейсбольной лигой страны, чтобы перенять ее опыт защиты игрового поля, когда на нем проводятся концерты и другие мероприятия.

Такие вот дела с травушкой-муравушкой на Молле. Играть на нем будет разрешено и в софтбол, и в демократию, а вот демонстрировать ни-ни. Конгрессмены смогут воочию — сквозь окна Капитолия — наблюдать за творением своих рук. Им сверху — с Капитолийского холма — видно все. Как зарастает травой забвения мечта Кинга, хотя в Белом доме сидит черный президент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру