Как изменятся учебники истории с 1 сентября. «Подвиг народа, равный подвигу Христа»

Если героев-панфиловцев было не 28, это не значит, что их вообще не было

20.05.2014 в 19:32, просмотров: 2353

Чтобы через несколько лет наши дети, как заокеанские школяры, не пребывали в уверенности, что нацизм во Второй мировой победили Капитан Америка и Человек-Паук, в России был создан новый историко-культурный стандарт, на основе которого сейчас спешно печатают новые учебники истории. Как будут отражать Великую Отечественную войну учебники - об этом «МК» рассказали эксперты от образования и истории.

Как изменятся учебники истории с 1 сентября. «Подвиг народа, равный подвигу Христа»
фото: Наталья Мущинкина

Отныне преподавание истории в школах определяет так называемый «историко-культурный стандарт», который выработали специалисты всех крупнейших исторических и педагогических институтов страны. Чем нынешние схемы и методики преподавания истории Великой отечественной войны в школах не устраивают наше образование? Об этом рассказал один из создателей историко-культурного стандарта, заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев:

- Сейчас в большинстве учебников налицо такая проблема – девять десятых материала посвящены исключительно боям за города и регионы и продвижению войск, а боевые действия идут совершенно отдельно от жизни и работа в тылу, повседневного быта народа и его героизма, не создавая в голове детей общей картины. Надо, чтобы школьники поняли в общем и целом – как и чем жила страна в эти годы, что было у людей в головах, в домах, на работе и т.д. Как и чем люди питались, как помогали фронту даже не будучи призванными по медицинским показателям, почему уходили воевать подростки и старики… Как затронула война, скажем, Среднюю Азию или Дальний Восток – об этом нет ни слова… Не поднята межнациональная проблематика – а ведь победу в рамках одной страны ковали десятки народностей! Если мы по-прежнему будем перечислять битвы, мы не покажем, как жил народ в эти годы!

Соответственно, получается, что нынешние учебники в вопросе отражения истории Великой Отечественной – откровенно неудачны… Но мало того – в них встречаются моменты и мнения, которые историки и создатели историко-культурного стандарта считают откровенно вражескими.

- Вот, к примеру, известная история с учебником истории Долуцкого, который я просто не смог дать детям – настолько он ангажирован и пропитан негативом, – говорит другой создатель стандарта, заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров:

- Этот учебник был в ходу, но потом Минобр лишил его грифа «рекомендовано для использования в школах». Масса негатива и критики в адрес всего советского в период ВОВ – Сталина, командования войсками, управления страной и т.д. И при этом никаких возмущений преступлениями фашизма! Как будто это писал человек с «той», вражеской стороны! Такого, безусловно, быть не должно и в новых учебниках не будет!

- Преподавание истории Великой Отечественной – это сегодня рубеж информационной войны, на острие которой находится школьный учитель-историк – вторит коллеге доктор политических наук Сергей Черняховский:

- Сегодня учитель и учебник должны бороться с ложной историей, с фальшивками, которые появились во множестве в 80-90-е годы. Да, было всякое - и огонь по своим, и глупые приказы… Но при этом историю ВОВ нужно подавать детям, как коллективный подвиг народа, равный подвигу Христа по спасению человечества! И бороться с различными фальсификациями, от которых школьника нужно защитить. Масса лжи о Катыни, об акте Молотова-Рибентроппа, о многом другом. Ребенок приходит в класс и говорит, что он прочитал в Интернете или услышал по радио, что подвиг 28 героев-панфиловцев – фальшивка, что их не было! Да, действительно, исторический факт в том, что панфиловцев было не 28, а 42… Но фальсификаторам достаточно повернуть это так, что «28 героев-панфиловцев не было» (28 действительно не было, раз было 42!), и история искажена!

Так когда же новые учебники истории с «идеологически верным» взглядом на Вторую Мировую войну, появятся в школах? Ведь буквально вчера министр образования Ливанов заявил, что к новому сезону книжки в школах обновить не успеют…

- Да, полностью обновить «парк» учебников истории к первому сентября этого года не удастся, – говорит Сергей Журавлев, - Расклад сейчас такой - к осени мы получим первые варианты новых текстов новых линеек учебников, созданных на основе историко-культурного стандарта. Постепенно они будут заменять ныне существующие учебники, а там, где их еще нет, учителя будут пользоваться прежними, но вести занятия в соответствии с тем самым историко-культурным стандартом. Для этого сейчас активно идет переподготовка школьных историков.

Тем более, что даже если представить, что все необходимое для замены количество учебников появится одномоментно, перейти на них одним махом повсеместно нельзя – хотя бы из-за банального несовпадения в новых и старых учебниках курсов и соответствующих им классов. Скажем, сейчас в последнем классе идет повторение прошлых материалов, а по новому формату будет курс «Россия в мире». В новых учебниках история Великой Отечественной войны пойдет в 9-10 классах: 9 класс – война, а 10- послевоенная история страны.



Партнеры