Хроника событий В Мосгорсуде изменили приговор осужденным за катастрофу в московском метро Приговор по крушению в московском метро был незаконен, считает адвокат Обвиняемые в крушении поезда в московском метро не признали вины На приговоре по делу о катастрофе в метро названы виновные Суд признал виновными обвиняемых по делу об аварии в метро

Катастрофу в подземке изучат на уроках?

«В чрезвычайной ситуации порой важнее знать не как действовать, а как бездействовать»

20.07.2014 в 18:23, просмотров: 2355

Кем и как составляются и обновляются учебники ОБЖ? Скоро ли на их страницу попадут навыки действий при аварии, подобной последней катастрофе в московском метро, как уже попал туда Чебаркульский метеорит? Об этом «МК» рассказал спасатель Сергей Константинович МИРОНОВ, курирующий выпуск школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности.

Катастрофу в подземке изучат на уроках?
фото: Наталья Мущинкина

— Если от качества учебника, скажем, математики может зависеть максимум поступление в вуз, то от учебника по ОБЖ — жизнь. Как создаются учебники, коллектив авторов, которых вы возглавляете?

— Главная задача — привлечь узких специалистов. У нас это Владимир Латчук из пожарной службы, спасатель Михаил Кузнецов, специалисты ВНИИ ГО ЧС Сергей Вангородский и Юрий Соколов, кандидат медицинских наук, ныне, к сожалению, покойный, Валерий Марков, специалист по выживанию в природных условиях, Александр Маслов — вот команда авторов нашей линейки учебников. Каждый из них знает свое направление практически досконально.

— Как актуализируются учебники? Жизнь-то меняется постоянно, и факторы, угрожающие ей, тоже.

— Безусловно, актуальные изменения постоянно вносятся. До 1998 года мы думали, что терроризм — это что-то далекое и туманное, а у нас ничего подобного нет. Сейчас же разделы учебников, рассказывающие о том, как действовать в случае разных типов терактов, — едва ли не самые подробные. А в учебники 7-го класса в раздел о природных катаклизмах уже даже добавлены рекомендации по действиям при падении метеорита — по следам знаменитых чебаркульских событий. Ибо люди не знают элементарного: после сильной вспышки следует взрывная волна, разброс стеклянных осколков и падение обломков. И вместо того чтобы прятаться, они скорее бегут к окнам и на открытую местность — фотографировать.

Однако нельзя вносить изменения «на следующий день» после той же аварии в метро. Сперва нужно, чтобы специалисты разобрались в причинах, последствиях и вероятностях, а уж потом дополнять рекомендациями учебники.

— Но ведь можно предвидеть развитие ситуации или вносить изменения оперативно или даже превентивно? Сейчас вот произошла жуткая авария в метро — а люди не знают, что делать в таком случае…

— Существует порядок внесения изменений в учебники. «Введение нового материала», после того как учебник прошел экспертизу Минобрнауки, РАО и общественных советов, — очень трудоемкая процедура. Все изменения согласовываются с Минобразования, а в результате несогласованных правок дополненный учебник может быть просто исключен из федерального списка и изъят из школ. Это, с одной стороны, затрудняет оперативное реагирование на изменения в жизни и мире, а с другой — является неким «защитным механизмом», ибо в противном случае учебники охватит волна непрерывных правок…

— Появится ли в учебнике отдельная глава по поведению в поезде метро, потерпевшем аварию в тоннеле?

— Максимум, что можно пока сделать, — это некие дополнения в материал о безопасности на железнодорожном транспорте, да и то не сразу. Могу сказать, что мы включаем в каждую книгу психологическую составляющую: как в чрезвычайных ситуациях не испугаться, не запаниковать. В реальной ситуации порой важнее знать не как действовать, а как правильно бездействовать: как сохранить самообладание, не впасть в психоз, не начать метаться…

Поверьте, мнения по поводу содержания учебников очень разные. Вот пример из моей практики. В одном из городов Сибири мне заявили: ваш учебник для 8-го класса в разделе о поведении при радиационных авариях очень перегружен! После этого приезжаю в Ростовскую область, где, к слову, есть атомная электростанция, — и мне говорят: спасибо вам большое за то, что так подробно изложили правила проживания вблизи атомного объекта!

 — Конечно, невозможно сделать персональный учебник для каждого региона. Но, может, хотя бы для мегаполисов-миллионников нужны особые учебники?

 — Такая идея возникала несколько лет назад на семинарах в преподавательских кругах Москвы, и учителя обращались к издателям с такой просьбой. Честно скажу, у издательств и коллективов авторов нет возможности делать специализированные «региональные» издания. Учебники ОБЖ и нашего, и других издательств — они все же «федерального уровня», для любого региона. Если же учитель считает, что в его городе или области нужно сделать особый акцент на каких-то отдельных направлениях безопасности, — это его право.

 — Почему в учебниках ОБЖ до сих пор нет раздела об опасности современных гаджетов?

 — Основательная корректировка учебников с добавлением нового материала проводится примерно раз в пять лет. В целом 3–5 лет назад смартфон еще не был в кармане у каждого школьника, как сейчас. Сегодня этот вопрос действительно актуален: и прослушивание музыки в наушниках, и охрана зрения, и электромагнитные волны от телефона. Уверен, в будущем книги по ОБЖ получат такое дополнение.

ЧП в московском метро: поезд сошел с рельсов. Хроника событий


Партнеры