Общественная палата просит Минобрнауки не вводить портфолио абитуриента в 2015 году

Выпускникам придется делать заверенные копии выпускных сочинений

17 сентября 2014 в 21:04, просмотров: 9279

В начале учебного года Минобрнауки объявило, что уже ближайшим летом абитуриенты вместе с результатами ЕГЭ смогут подавать в приемные комиссии вузов и портфолио со своими достижениями. Однако ни что именно туда войдет, ни как это будет засчитываться, непонятно. А вузы и близко не представляют себе, как оценивать такую часть портфолио, как сочинение, заявили участники «круглого стола», собранного Общественной палатой 17 сентября. Выход один — отложить новшество хотя бы на год.

Общественная палата просит Минобрнауки не вводить портфолио абитуриента в 2015 году
фото: Алексей Меринов

Разговоры о необходимости введения портфолио с внеучебными достижениями выпускников школы идут давно. Однако когда дошло до дела, оказалось, что образовательное сообщество попросту не представляет себе, что это такое.

Из нормативных документов есть лишь министерская инструкция с самым общим описанием портфолио. Однако как оно будет выглядеть на практике, все понимают по-разному. К примеру, будет ли портфолио единым для всех вузов или каждый определит его сам? В инструкции допускается возможность включить в число достижений выпускника, скажем, волонтерскую работу. Но как «измерить» ее в баллах — а портфолио даст плюс к результатам ЕГЭ до дополнительных 20 баллов, — не разъясняется. Между тем в Госдуме уверяют, что в портфолио должен включаться «не процесс хождения куда-то, а измеряемый результат». Выходит, сданная норма ГТО зачтется, а волонтерство из портфолио вылетает?

Другой вопрос, оставшийся без ответа: может ли входить в портфолио школьная характеристика выпускника? Если да, то как проверить, соответствует ли она действительности? И не есть ли это возвращение к тому самому «субъективизму», ради борьбы с которым 12 лет назад затевали ЕГЭ? Коррупцию в нашей стране никто не отменял, напомнили участники слушаний. Так что раздача характеристик может превратиться в дополнительный доход — особенно в условиях сокращения бюджета образования. Через пару лет по 20 максимальных баллов за портфолио принесут в вузы поголовно все абитуриенты. За что, спрашивается, боролись?

Повторная оценка выпускного сочинения в вузе — уже как части портфолио — отдельная песня. Единых критериев оценки нет и не будет. Равно как и любых других дополнительных разъяснений Минобрнауки, заявил представитель департамента госполитики в сфере высшего образования. Все, что ведомство сочло нужным разъяснить, оно уже разъяснило, а ориентироваться при поступлении надо на сайты вузов: если в октябре там вывесят сообщение, что портфолио будут учитываться, значит, вперед. А если нет, то и портфолио не понадобится. (Правда, как это сочетается с пунктом министерской инструкции, что абитуриент «имеет право предъявить портфолио», представитель министерства разъяснить не смог).

Хуже того. Уже очевидно, что единой электронной базы сочинений, из которой, как предполагалось вначале, вузы должны брать на проверку «нетленку» своих абитуриентов, к приемке-2015 создать не успеют — в лучшем случае это произойдет в 2016 году. Поэтому будущим летом абитуриенты, желающие подать свое сочинение в составе портфолио, должны будут — внимание! — сделать для этого заверенную копию своего сочинения. А если они воспользуются правом подавать документы в 5 вузов на 3 направления подготовки в каждом — то 15 заверенных копий (кто их будет заверять, тоже пока неясно, но разговор идет об «органах исполнительной власти»). И так — куда ни кинь.

— Возникла та же проблема, что при введении ЕГЭ, — подытожил бывший директор Федерального института педагогических измерений, а ныне проректор Московского педагогического госуниверситета Андрей Ершов. — Это проблема доверия к новому виду испытания и к его результатам.

Она возникла не на пустом месте, констатировала и.о. главы комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина: «Введению столь важных мер должно непременно предшествовать их обсуждение с образовательным сообществом! Иначе положительного результата не достичь, и данный случай тому пример. Мы все хотели, чтобы при зачислении в вуз использовались не только результаты ЕГЭ, но и другие критерии. Но Минобрнауки ввело этот дополнительный инструмент слишком быстро: без научной, общественной и профессиональной экспертизы, не говоря об апробации. И получило негативную реакцию педагогического сообщества».

Родители, которых постоянно ставят перед очередными новшествами, также издерганы неподготовленными решениями. Сейчас, к примеру, они психуют по поводу того, как разделили по уровням ЕГЭ по математике. С базовым, предназначенным для тех, кому лишь бы получить аттестат, все понятно. А вот продвинутый оказался единым как для гениев-одиночек, которые потом пойдут на физматы, так и для скромных инженеров, не говоря об экономистах. Оправданно ли это? Своими поспешными, непродуманными действиями Минобрнауки поставило выпускников 2015 года и их родителей в условия нарушения их прав. Единственный выход, который видит в этих условиях Общественная палата, — предложить Минобрнауки отложить введение школьного портфолио хотя бы на год.



Партнеры