Две пятилетки губернатора Морозова

«Мировой креативный регион»

26 декабря 2004 года боевого генерала Шаманова в кресле губернатора Ульяновской области сменил мэр Димитровграда, бывший глава городского УВД, подполковник милиции Сергей Морозов. Десять лет назад, в январе 2005-го, Сергей Иванович официально вступил в должность. С тех пор всенародно не избирался ни разу. Дважды — в 2006 и 2011 годах был переназначен указами президента Путина. Через год Морозова ждут очередные губернаторские выборы. А среди местного электората отношение к действующему главе региона крайне неоднозначное.

«Мировой креативный регион»

В одном из своих первых интервью в должности руководителя региона Сергей Морозов назвал себя антикризисным управляющим. За две пятилетки, по данным ИА REGNUM, «предельный объем госдолга в Ульяновской области установлен на уровне …24,7 млрд рублей — на 2016 год».

В конце прошлого года Департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ составил рейтинг оценки качества жизни в российских городах. Ульяновская область в нем оказалась третьей с конца по многим показателям. «МК» решил взглянуть на Ульяновскую область, что называется, изнутри…

Поскольку снаружи все выглядит празднично, парадно, складывается впечатление, что любимое слово губернатора — креативно. Для пропаганды победных реляций с 2011 года еженедельно в онлайн-режиме глава региона проводит аппаратные совещания. Самыми рейтинговыми из них, на мой взгляд, становятся те, где Сергей Морозов устраивает подчиненным чиновникам «публичные порки» и иногда — громкие отставки. Вот только никто из отставленных на обочине жизни, похоже, пока не остался. Так, например, экс-глава облминздрава Валентина Караулова после громких проводов на пенсию была назначена главврачом Ульяновской областной клинической больницы. Зампред облправительства Тамара Девяткина после отставки получила в руководство Общественную палату региона. Лучший друг Сергея Морозова, экс-мэр и бывший первый зам. губернатора, после ухода из областного правительства возглавлял Ассоциацию развития бизнеса в регионе, а недавно был назначен ректором Ульяновского технического университета. Хотя на встрече с научным и студенческим сообществом запутался в произнесении слова «энтузазизм», хотя, может, это от чрезмерного волнения.

Спасти вице-губернатора Зиннурова…

Один из самых свежих примеров — увольнение Вильдана Зиннурова, еще одного первого заместителя Морозова, отвечавшего в облправительстве за большой блок — от авиастроения и сельского хозяйства до дорог и ЖКК. Это тот самый Зиннуров, о сыне которого, Эдуарде, во время последних новогодних каникул сообщали чуть ли не все центральные СМИ как о главном фигуранте «дуэли мажоров». «Инцидент на дороге перерос в выяснение отношений на повышенных тонах и в драку «стенка на стенку» с применением оружия. … сын вице-губернатора Эдуард Зиннуров, который ударился в бега, был задержан. Ему предъявлены обвинения по делу об избиении и расстреле 27-летнего полицейского». Полицейский, правда, был не в форме и не при исполнении. Зато оказался не из простых — сыном бывшего начальника Ульяновского городского управления внутренних дел. Но вернемся к Эдуарду Зиннурову. По данным местных СМИ, «Зиннуров-младший уже был фигурантом уголовного дела за смертельный наезд на пешехода. По данным следствия, в феврале 2013 года под колесами автомобиля сына вице-губернатора, «Ниссан-Тиана», погиб 54-летний мужчина». Однако вместо колонии-поселения дело закончилось мировым соглашением. Скандал получил широкий резонанс в СМИ, хотя глава региона заявлял, что не собирается увольнять господина Зиннурова, поскольку его профессиональная деятельность отношения к инциденту не имеет. Но, возможно, понял, что поднятая шумиха ему совсем ни к чему, особенно перед приближающимися губернаторскими выборами. Так, на аппаратном совещании губернатор объявил, что в марте Вильдан Зиннуров перейдет на другую работу: «для укрепления интересов Ульяновской области, в том числе за пределами региона». Уточнять, куда конкретно переходит господин Зиннуров, он не стал, однако отметил, что «это нормальная работа любой региональной власти, когда профессионалы выходят за ее рамки и становятся востребованными в федеральном центре, где будут полезны и региону, из которого вышли». Источник, близкий к облправительству, сообщил “Ъ”, что якобы господина Зиннурова «приглашали в Минэкономики РФ». Местные эксперты называют эту отставку повышением.

Птичья «болезнь», или кто доит «священную корову»?

Ни одно аппаратное совещание в облправительстве не обходится без того, чтобы гордо не заявить о регионе, как об авиационной и культурной столице. Предмет особой гордости — еженедельные доклады главы облминсельхоза Александра Чепухина об аграрных успехах региона и, как следствие, о продуктовом рае. В народ ушла неоднократно повторенная губернатором декларация: «Бизнес — священная корова Ульяновской области». О культуре чуть позже. Относительно «священной коровы» простые ульяновцы придумали шутку-продолжение: «И мы ее доим».

Ульяновский интернет-ресурс Ulnovosti.ru разместил интересную историю, рассказанную местным предпринимателем Павлом Ионовым, экс-руководителем одного из районных Центров развития предпринимательства, в которой Павел Ионов поделился своими откровениями и рассказал о том, что на самом деле от него требовалось на этой должности, несмотря на то что основной задачей должен был являться поиск и сопровождение инвестиционных проектов, а также преференции для «священной коровы» губернатора.

Не все гладко и с сельским хозяйством региона. Все тот же местный интернет-ресурс Ulnovosti.ru сравнил показатели развития животноводства Ульяновской области с соседями по Приволжскому федеральному округу. Свои выводы авторы материала основывают на сравнительных показателях ульяновского животноводства с соседями по ПФО из открытых отчетов служб государственной статистики. Результаты, к сожалению, не в пользу Ульяновской области. Предпоследняя строчка по поголовью коров (50,4 тысячи, индекс падения по сравнению с 2013 годом — 15,4 процента) и производству молока: 232,8 тысячи тонн в 2014 году на фоне наибольшего падения в производстве молочной продукции — минус 13 процентов. Еще большее падение зафиксировано в производстве яиц — минус 16 с половиной процентов. Поголовье свиней в регионе в прошлом году составило всего 178 тысяч. Но абсолютным антирекордом Ульяновская область отметилась по поголовью птиц. За прошедший год производство птицы в регионе сократилось почти вдвое — на 43,1 процента (чуть меньше двух миллионов голов).

Еще в декабре прошлого года местные СМИ сообщали, что птицефабрики региона в тяжелом положении. Так, под угрозой банкротства находится крупнейшая в стране птицефабрика «Симбирск Бройлер». «Птицефабрики оказались в тяжёлом финансовом положении: выросла кредиторская задолженность, поставщики энергоресурсов стали применять меры по отключению производственных объектов от энергоснабжения. В настоящее время на ООО «Симбирск Бройлер» в связи с процедурой смены собственника проводятся соответствующие мероприятия по оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По мнению экспертов, этот период может занять от одного до нескольких месяцев. На это время производственная деятельность будет приостановлена, а предприятие законсервировано. По словам руководства ООО «Симбирск Бройлер», основной персонал птицефабрики в соответствии с законодательством отправлен в вынужденный оплачиваемый отпуск с сохранением 2/3 от заработной платы.»

Страшно представить, что будет, если 500 человек останутся без работы. История знает немало примеров, когда доведенные до отчаяния люди выходили на митинги и даже перекрывали федеральные трассы.

ООО «Симбирск Бройлер» в числе пяти птицефабрик региона входило в ульяновскую группу компаний Мордовского агропромышленного объединения (МАПО), которое с 2007 года реализовывало на территории области крупнейший инвестиционный проект в отрасли птицеводства.

На предприятии поговаривают, что новым владельцем может стать Тимашевская птицефабрика.

А региональный министр сельского хозяйства с примечательной фамилией Чепухин тем временем, похоже, увлекся соцсетями. Так, судя по записям на его страничках, у него весьма широкий спектр интересов. А на полках ульяновских магазинов почему-то в основном башкирская, мордовская либо казанская курица. И темпы роста цен на продукты — достаточно высоки.

Семейные узы

Нечастые гости на ульяновских прилавках и овощи местного ГУП «Тепличное», генеральным директором которого местные СМИ с 2010 года называли супругу ульяновского губернатора Елену Морозову. Но сейчас ей, наверное, не до этого. Она, вероятнее всего, претворяет в жизнь демографическую программу супруга и растит ему дочерей. Со своим среднегодовым доходом в размере 4,8 миллиона рублей в 2010 году Елена Морозова, по данным slon.r u., вошла даже в топ-10 самых богатых жен российских губернаторов.

Устроены и сыновья Сергея Морозова от первого брака, который распался почти сразу после избрания его губернатором. Хотя тогда во всех листовках и промороликах он представал примерным семьянином. Но, получив губернаторское кресло, все же поменял и семью. Впрочем, о наследниках не забывает. Старший — Михаил Сергеевич — советник главы администрации города Ульяновска. Младший — Евгений Сергеевич — заместитель генерального директора ОАО «Средняя Волга». Местный интернет-ресурс Ulnovosti.ru сообщает, что «ОАО «Средняя Волга» — не просто организация, занимающаяся поставкой овощей в бюджетные учреждения. Это в первую очередь держатель самых востребованных площадей в центре города на ул. Кирова».

Миллион, которого не будет

Раз уж речь зашла о торговых центрах. Крупнейший из них, принадлежащий еще одному приятелю губернатора, его бывшему заместителю, а ныне главе ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Дмитрию Рябову, готовится к расширению.

Кроме того, летом прошлого года региональная экопалата даже дала добро на создание искусственного земельного участка, то есть фактически разрешила — засыпку части русла Свияги, одной из главных (наряду с Волгой) водных артерий города и области, что, на мой взгляд, является совершено немыслимо.

А пару лет назад, как минимум без особых возражений со стороны главы региона, под строительство отеля, принадлежащего секте мормонов, в центре Ульяновска пытались вырубить часть зеленой лесопарковой зоны. Люди возмутились, устроили палаточный городок. Непоправимой ошибки тогда удалось избежать лишь благодаря вмешательству РПЦ. Проект гостиницы был заморожен. Хотя значился как приоритетный.

Создание райских условий для инвесторов — похоже, еще одно ноу-хау Сергея Морозова. Здесь открываются «дочки» иностранных пивзаводов и фабрик по производству кормов для животных. Складывается впечатление, что статус приоритетного инвестпроекта команда губернатора готова предоставить, кажется, даже обычному сельпродмагу. И все ради налоговой наполняемости бюджета в обозримой перспективе, только вот выглядит все так, как будто эта перспектива уходит почему-то все дальше за горизонт. А пока социальная политика областного руководства, о которой глава региона во время аппаратных совещаний упоминает осторожно, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. И говорит она сама за себя. Так, в январе уже упомянутый Финуниверситет при правительстве РФ включил Ульяновск в топ-15 самых бедных городов России — 12-е место по индексу бедности.

В свое время на встрече с Путиным Морозов заявил, что Ульяновская область одна из первых в стране стала предоставлять многодетным (в том числе военнослужащим) земельные участки под строительство домов. «Однако спустя год выяснилось, что «пионеров» этого распиаренного проекта в буквальном смысле оставили в чистом поле», сообщила «РГ» в 2012 году.

Теперь же, по сути, обманутыми Сергеем Морозовым могут считать себя и студенты — лучшие выпускники ульяновских школ, сдавшие ЕГЭ на самые высокие баллы. Они поверили в то, что область будет их поддерживать во время учебы материально, и отказались от поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Власти без ведома учащихся вузов внезапно изменили порядок получения денежных вознаграждений. Вот как комментировали изменения местные СМИ: «Это решение отменило губернаторские поощрения почти всех нынешних стипендиатов, которые поступали в вузы в 2010-2013 годах. Круглых отличников осталось не так уж и много. Получается, что выпускников, которые отказались от учебы в более престижных вузах Москвы и Питера, просто подставили».

Заодно с 2014 года были внесены серьезные поправки в областное законодательство о ветеранах труда. Теперь ульяновцам станет труднее получить звание «Ветеран труда Ульяновской области», дающее право на льготы. Вот только складывается впечатление, что при принятии областного бюджета-2015 и без того с дефицитом правительство области вряд ли ставило цель сэкономить на себе.

«Шарики-фонарики»

Это определение для бесконечных увеселительных мероприятий, на которые тратятся немалые бюджетные средства, придумала бывший областной министр искусства и культурной политики Татьяна Мурдасова. После того, как Татьяна Геннадьевна на камеру назвала ульяновского тележурналиста обидным словом и попала даже на острый язычок Ивану Урганту. Но в областной культуре ничего не поменялось. Хотя пару лет назад во время международного культурного форума глава региона и объявил: «Ульяновская область — прародина России».

Вообще, губернаторские инициативы не однажды становились предметом увлекательного обсуждения в популярном телепроекте «Прожекторпэрисхилтон». Ургант, Цекало, Светлаков и Мартиросян в разное время от души веселились над пятиминуткой грамотности, когда министры учились правильно расставлять ударения в словах. Или сочувствовали ульяновцам по поводу запрета продажи крепкого алкоголя в выходные и праздничные дни…

Тогда могло показаться, что телеведущие придумывают, шутят. Но вот уж что нарочно не придумаешь, так это история с премией Пластова, известного советского живописца, уроженца Ульяновской области. Вручить ее должны были осенью 2013 года. Размер — 500 тысяч евро — больше, чем престижные художественные премии Тернера (40 тысяч фунтов стерлингов), а также Кандинского и Марселя Дюшана (по 50 тысяч евро) вместе взятые. Свой мегапроект в области искусства ульяновский губернатор презентовал аж в Лондоне, в аукционном доме MacDougall`s. Сама поездка в Англию наделала много шума, местным журналистам так и не удалось выяснить, на чьи деньги каталось в столицу Великобритании ульяновское чиновничество во главе с губернатором.

В 2013-м заявили о перенесении сроков вручения Пластовской премии на 2014 год. Вот что сообщали по этому поводу СМИ: «Причинами, по которым решено было перенести вручение премии, была названа… неготовность. По словам Татьяны Ившиной, на данный момент у премии еще не проработана структура, концепция и положение».

А еще год спустя премию и вовсе, похоже, спустили на тормозах, возможно, по причине… украинских событий или, может, просто банальной нехватки средств в бюджете.

Удручающее впечатление на побывавших в «культурной столице» производит местная филармония с отваливающейся кусками штукатуркой и лепниной. Цена вопроса называется порядка — 288 миллионов рублей. Но эти деньги в областной казне, похоже, найти сложно. С парапета вокруг построенного к 100-летию со дня рождения Ленина Мемориального центра давно откололся мрамор. Зато здесь с барским размахом проводятся международные культурные форумы и кинофестивали. Но несмотря на все это, жители области, похоже, продолжают мечтать о федеральных средствах на уникальный Музей СССР. И разрабатывают «красный маршрут» для китайских туристов. То ли еще будет…

Михаил Токарев 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру