Прокурор заявил об угрозах расправы в связи с делом Савченко

Жалобу украинской летчицы на действия следствия оставили без удовлетворения

Бывшая украинская летчица Надежда Савченко, обвиняемая в убийстве российских журналистов, несмотря на заявления о почти трехмесячной голодовке, в среду в Басманном суде выглядела энергичной и проявляла большую активность при рассмотрении ее жалобы на действия следствия, не отпустившего ее в январе на заседание ПАСЕ. Особенно актуальным это было для Савченко в преддверии новой Ассамблеи, которая должна состояться в апреле.

Жалобу украинской летчицы на действия следствия оставили без удовлетворения

В Басманном суде доставка Савченко в зал и ее вывод под конвоем сопровождались громкими возгласами «Слава Украине». Группа ее поддержки полностью не поместилась в зал заседания, но те, кому место все же досталось, каждый шаг судьи, следователя или прокурора старались сопровождать хоть и негромкими, но гневными возгласами: «видно, у самих рыльце в пуху», «как только не стыдно».

В ответ на «выступления» сочувствующих Савченко улыбалась. Она похудела, черты ее лица заострились, но внутри нее как будто работал какой-то моторчик. Закрытой в клетку, ей явно не хватало простора — она то и дело вскакивала на ноги, прохаживалась от решетке к решетке или просто оставалась постоять на ногах.

Заседание началось с того, что прокурор попросил судью рассмотреть жалобу в закрытом режиме. По его словам, когда в Мосгорсуде рассматривался вопрос о мере содержания для Савченко, в адрес прокуроров и следователя поступили угрозы физического уничтожения. Следователь его поддержал, заявив, что «для присутствующих это будет обеспечением безопасности».

А вот адвокаты Надежды Савченко были категорически против. Они усомнились в том, что представители закона говорят правду.

- Прошу отклонить это ходатайство. Если раздаются угрозы, надо срочно написать заявление в правоохранительный орган и пусть он разберется. А если такого заявления нет, то закрывать такой процесс было бы недопустимо, - заявил адвокат Марк Фейгин.

Адвокаты высказали все, что хотели по этому поводу, после чего встала и сама Савченко и назвала эти доводы прокурора и следователя «бредом».

Впрочем, судья, спросив у Савченко, что она лично думает о режиме заседания и услышав в ответ «если они делают честное дело им нечего бояться, я же не боюсь» отказалась от слушаний за закрытой дверью.

После этого адвокаты изложил суть своей жалобы. Изначально они жаловались на бездействие СКР.

Суть жалобы состояла в том, что 12 января 2015 года сторона защиты подала ходатайство следователю о том, чтобы тот предоставил Савченко возможность участия в сессии ПАСЕ, куда ее делегировала Верховная рада Украины. В этой связи у Савченко возник иммунитет, приравненный к дипломатическому. Следственный комитет же ответил отказом, но отказ этот, по мнению адвокатов, следователь не обосновал. Дать компетентный ответ по поводу статуса Савченко следователю могли только в МИД России, но в материалах дела нет следов того, что следствие вообще делало такой запрос. По мнению защиты, тем самым «следствие не только совершило грубое процессуальное нарушение», но и «вторглось в область, которая не является компетенцией СК».

Следствие должно было обратиться в ПАСЕ за снятием с Савченко иммунитета, чего не было сделано. Савченко пользуется презумпцией невиновности, в этом смысле ее права, в том числе быть избранной и делегированной, не могут быть нарушены. До осуждения и вступления в силу приговора ограничения накладывать на Савченко нельзя, - перечисляли адвокаты нарушения, которые, по их убеждению, могут иметь серьезные международные последствия для России в целом.

- Если Россия желает иметь отношения с международным сообществом, она обязана исполнять эти законы. Меня нужно было отпустить еще тогда, - заявляла Савченко.

В конце концов адвокаты решили расширить свою жалобу и попросили суд четко ответить на вопрос, считает ли суд Савченко лицом, имеющим иммунитет, приравненный к дипломатическому, и, если да, то «обязать следствие принять решение обеспечивающее ее участие в сессии ПАСЕ, которая состоится в апреле».

Надежда Савченко также попросила суд дать ответ, какое право следствие имеет заявлять, что она «не депутат, а заключенная и убийца».

- Если вы привыкли в России жить по таким законам, то не мешайте мне жить по законам Украины, - прозвучала ее очередная пламенная речь.

Что касается здоровья Савченко, то в суде этот вопрос поднимался. Представитель следствия предоставил суду две справки. Одна — от независимых немецких медиков, которые обследовали Савченко несколько дней назад. Другая — от медиков из СИЗО, датированная 3 марта. Содержания этих медицинских документов в суде не оглашалось, но, судя по всему, оно не понравилось стороне защиты и самой обвиняемой. Адвокаты выступили против приобщения справки из СИЗО, поскольку перед медиками ставился вопрос, возможна ли по состоянию здоровья доставка Савченко в суд — а это уже произошло, и в справке, по мнению адвокатов, уже нет смысла. А заключение немецких медиков посчитала бессмысленным сама Савченко, поскольку с момента обследования она, по ее словам, потеряла еще 5 килограммов.

- Дальнейшее нахождение Савченко под стражей может привести к ухудшению ее здоровья и даже летальному исходу. Следствие, не выяснив ее статус, подвергает ее такой опасности, - заявил Марк Фейгин перед тем, как судья ушла на решение.

Прокурор же напутствовал судью заявлением о том, что «оснований для удовлетворения жалобы нет», поскольку «никто не оспаривает ее статус депутата Верховной рады и делегата ПАСЕ, но это в данном случае не является предметом рассмотрения в суде».

В результате судья оставила жалобу без удовлетворения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26756 от 5 марта 2015

Заголовок в газете: Савченко не отпустят в ПАСЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру