Недолгая радость 10-летнего афганца Васила Ахмада, убитого талибами

Война так и не отпустила мальчишку

Судьба Васила была предрешена еще до того как он появился на свет… Мулла Абдул Самад, дядя мальчика, был талибским командиром. Но вот четыре года назад он перешел на сторону афганского правительства. Вместе с ним поступили также его 36 бойцов, среди которых был и отец Васила. Афганские власти назначили Самада командиром местного отряда полиции, численностью в 70 человек.

Война так и не отпустила мальчишку

Отряд Самада действовал в провинции Урузган. Это была передовая линия афганских сил против талибов, в боях с которыми Самад потерял 18 бойцов. Среди убитых был и отец Васила.

Прошлым летом, когда талибы усилили свое вторжение по в сей границе Афганистана, оборона Урузгана стала сдавать. Талибы взяли в окружение отряд Самада. Окружение длилось более двух месяцев.

В ходе боев Самад был ранен, и отряд выбрал вместо него своим командиром 10-летнего малыша. «Он сражался как чудотворец. Он стрелял ракетами с крыши одного из осажденных домов. Он успешно руководил моими солдатами в течение 44 дней, пока я не вернулся в строй», — рассказывает Самад.

В августе прошлого года афганские и натовские войска прорвали, наконец, талибскую осаду. Самада и Васила вывезли из окружения на самолете. В Таринкоте им устроили «встречу героев». В ней принял участие заместитель шефа полиции Урузгана Рахимулла Хан. 10-летний Васил был, разумеется, в центре внимания, наряженный в полицейскую форму с чужого солдатского плеча, которая была ему явно не по размерам. Одни оттопыривающиеся брюки чего стоили! Мальчику повесили на шею гирлянды пластических цветов. Замшефа Хан потрепал мальчишку по плечу и сфотографировался с ним. Затем Хан обошел строй солдат с пачками денег. Он раздавал их тем солдатам, которые вместе с Василом выстояли осаду талибов. Фотографии мальчика в шлеме и с автоматом в руках наводнили социальные медиа.

На этом и должна была закончиться военная карьера мальчика. Семья Васила отдала его учиться в школу, расположенную рядом с домом, в котором она жила в Таринкоте. Мальчик, конечно, подотстал. Но вместе с репетитором, нанятым его дядей, он стал свободно разговаривать по-английски. Дома, рассказывали его родные, Васил говорил только о своем «военном прошлом», играл с оружием и водил полицейские машины. Последнее было его хобби.

О своем образовании Васил не заботился. Полицейские прочили ему свою судьбу. Мальчика награждали медалями «За храбрость» и прочими знаками отличия, рассказывает его сосед Эзатулла Хан.

Конечно, были и такие, кто хотел видеть Васила учителем или врачом, например, глава провинциального совета Урузгана Мохаммад Карим Кадимзан. «Программа в штаб-квартире полиции, где только и говорили о храбрости и смелости мальчика, была, конечно, не для него, — рассказывает Кадимзан. — Я был против этого. Я говорил официальным лицам, что вместо поощрения его военных замашек, которые погубили бы его будущее, они должны были поддерживать его учебу в школе. Он был слишком мал для того, чтобы давать ему в руки оружие».

В прошлый понедельник, когда Васил вышел из дома, чтобы купить овощи к обеду, какой-то мужчина на мотоцикле промчался мимо него и выстрелил. Две пули попали мальчику в голову. Он был убит на месте. Его похоронили на кладбище Сахидано в Таринкоте. В семье остались два его брата — абсолютные малютки.

Талибы на своем сайте стали похваляться тем, что им «удалось» убить Васила. Они сочли это убийство своим «триумфом».

История Васила свидетельствует о том, что дети-солдаты по-прежнему являются частью афганского образа жизни. Они воюют и в рядах проправительственных отрядов, и в рядах талибов. Вот что рассказывает Рафиулла Байдар, споуксмен Афганской независимой комиссии по правам человека: «Несмотря на самые строгие предписания президента Ашрафа Гани не использовать детей на военной службе, наша комиссия продолжает получать сведения о детях-солдатах в рядах афганских вооруженных сил, в особенности в рядах афганской местной полиции. Талибы тоже используют детей как солдат. Так было в ходе недавних боев в Кундузе и Бадахшане на севере Афганистана».

Байдар утверждает, что провинциальное правительство Урузгана нарушило законы страны, когда выставило 10-летнего Васила в полицейской униформе перед камерами. Он называет преступниками тех талибов, которые убили мальчика, «когда он вернулся к гражданской жизни». «Ребенок уже ничем не угрожал вооруженной оппозиции. Другое дело, если бы она взяла его на прицел где-нибудь на военной базе. Тогда талибы могли бы поднять вопрос: что он там делает? Но они взяли мальчика на мушку возле его дома».

Логика убийственная. Как те две пули, что оборвали жизнь 10-летнего Васила Ахмада.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру