Глава Росалкоголя рассказал, как у него вымогали миллион долларов

«Я даже не хотел портить его карьеру», - заявил Игорь Чуян об обвиняемом в вымогательстве оперативнике ФСБ

Слушания по делу о мошенничестве, совершенном в отношении руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (РАР) Игоря Чуяна продолжаются в Московском гарнизонном военном суде. На скамье подсудимых двое – оперативник Службы экономической безопасности ФСБ России Игорь Коробицин и ранее судимый бывший сотрудник УФСБ России Максим Цуканов. Глава РАР (потерпевший по делу) рассказал суду, как развивалась детективная история с участием бывших ранее судимых и действующих сотрудников разных ведомств, которая закончилась передачей денег и задержаниями.

«Я даже не хотел портить его карьеру», - заявил Игорь Чуян об обвиняемом в вымогательстве оперативнике ФСБ

«В конце лета 2014 года ко мне подошел замначальника правового отдела РАР Алексей Котов, кстати, бывший сотрудник ФСБ, и сообщил, что к нему обратился бывший сотрудник ФСБ по имени Максим с вопросом помочь в выдаче акцизных марок на Тольяттинский завод Самарской области и продления лицензии. В этот день у меня был знакомый Александр Шаркевич, тоже бывший сотрудник, правда, МВД, который оказывал нам консультации. Я ему сказал, встреться – узнай, почему это обращение через знакомство, а не официальное», - начал рассказ Чуян.

Защитников чекистов данный факт насторожил: почему глава федерального ведомства не обратился напрямую к начальнику Коробицина – полковнику Константину Вильховченко, который входит в возглавляемую Чуяном рабочую группу правительственной комиссии по профилактике противодействию коррупционных преступлений в сфере алкогольного рынка, а поручил во всем «разобраться» бывшему сотрудник департамента по борьбе с организованной преступность (ДБОПиТ) МВД России подполковнику Александру Шаркевичу, который к тому же в 2009 году, по словам защитников, был судим за коррупцию.

– Кто-то пришел с улицы просить акцизные марки. Вы не отказываете в таких случаях? – поинтересовался адвокат подсудимых.

– Ну, это не совсем с улицы, он сказал, что бывший сотрудник. Только на основании этого я сказал: пожалуйста, встреться, узнай, что он хочет, – пояснил потерпевший.

Как отметил Чуян, он не знал, что Игорь Коробицин являлся куратором РАР от ФСБ (оперативник был закреплен за алкогольной сферой в 2009 году, с момента назначения Чуяна на должность руководителя РАР), и не обладал информацией о судимости Шаркевича.

«Я с ним познакомился, будучи директором ФГУП «Росспиртпром», тогда мы выгоняли жуликов с завода. Шаркевич был сотрудником департамента, который занимался антикоррупционной деятельностью, мы взаимодействовали по этому вопросу. Потом я его долго не видел. В конце 2013-го встретились, мы как раз занимались созданием кодекса у себя, чтоб сотрудники РАР не попадали под влияние коррупции. Он выступал у нас перед сотрудниками, читал лекцию», – объяснил чиновник.

Шаркевич, по словам Чуяна, выяснил, что Цуканов не является ни сотрудником Самарского винного завода, ни его акционером, «поэтому его просьбы не в правовом поле». Дальше глава РАР поручил Котову встретиться и узнать, что хочет бывший чекист. Требования оказались следующими: Чуян должен заплатить 1 миллион долларов и 50 миллионов акцизных марок на водку.

Так как Котов был бывший офицер ФСБ, Чуян отправил его к «друзьям-коллегам» все рассказать. Тот так и сделал, а параллельно сторговался с Цукановым и уменьшил сумму до 800 тысяч долларов. «Какие были средства – 100 тысяч долларов – я снял со своего счета и передал Котову. Через какое-то время он сказал, что толи Игорь, толи Максим настаивают на встрече со мной».

Сначала глава алкогольного ведомства встречаться не хотел, но потом согласился. Специалисты (так высокопоставленный чиновник называет сотрудников УСБ ФСБ) снарядили чиновника записывающими устройствами и отправили на встречу с Коробициным, параллельно которой, по его словам, проходила встреча Котова с Цукановым, на которой осуществлялась передача денег. «Я должен был получить ключевую фразу от Коробицина о том, что эта параллельная встреча есть», – пояснил чиновник. Звучит эта фраза примерно так: «теперь наше сотрудничество будет продуктивным (взаимовыгодным)».

Встреча, о которой идет речь, проходила в феврале прошлого года в машине возле ресторана «Чайхана» на Кутузовском проспекте в Москве, расположенного вблизи офиса Росспиртпрома. На встрече, по словам чиновника, куратор от ФСБ говорил об акцизах, своих возможностях, публикациях в прессе, однако о деньгах речь на встрече не шла, звучала лишь ключевая фраза: «Я четыре-пять раз говорил, давай встречу параллельную отменим. Я смотрю, молодой парень, я даже не хотел портить его карьеру, я говорю, давай встретимся в любое время, закончится больничный, приходи ко мне, обсудим все вопросы, потому что если ты знаешь отрасль, нам помощь эта нужна».

– Я ему пытался объяснить, что на такое количество марок нужны большие банковские гарантии: 50 миллионов марок – это две гарантии по 5 миллиардов рублей. Но Коробицин говорил, что у него есть знакомые, только у них есть какие-то способы неуплаты акциза. Я пытался его убедить, что это невозможно.

Глава Росалкогольрегулирования отметил, что до этой встречи он Коробицина не видел и не знал, конфликтов с ФСБ у него не было, а было и так «неплохое взаимодействие».

– Скажите, а за что все-таки передавались деньги? – поинтересовался адвокат подсудимых.

– Звучало три пункта, – ответил Чуян. – Первый – это его лояльное отношение. Второй – это выдача федеральных-специальных марок (акцизов) в количестве 50 миллионов штук на крепкий алкоголь – водку. Был осенью один эпизод, когда Максим позвонил Котову и передал от Игоря, что «сегодня на каком-то сайте выйдет какая-то информация», это и произошло через 2-3 часа.

– За что Коробицин через такую цепочку – Цуканов, Котов – просил деньги?

– Он сказал, что должна измениться ситуация, о лояльности и взаимодействии – это первый пункт. И второй – о выдаче федеральных специальных марок в огромном количестве.

– Нашим подсудимым вменяется обман, то есть завладение вашими денежными средствами путем обмана. В чем обман: дай нам марки и дай нам 800 тысяч долларов?

– Не знаю, но просьбы звучали именно так.

Так закончился первый день допроса Игоря Чуяна.

По версии следствия, Коробицин и Цуканов пытались убедить Чуяна, что избежать конфликтных ситуаций с правоохранительными органами и прекратить появление в СМИ критической информации о нем и его ведомстве можно только путем передачи им 800 тысяч долларов. Адвокаты обвиняемых полагают, что у чиновника было намерение дискредитировать куратора РАР и дело заказное.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру