Тайная победа: клиентам адвокатов разрешили оставаться инкогнито

Верховный суд РФ отменил форму запроса, в которой обязывал раскрывать имя доверителя

Настоящей победой современной адвокатуры над органами следствия можно считать нынешнее решение Верховного суда. 24 мая 2017 года высшие судьи согласились с адвокатами, что те имеют право не раскрывать имя клиента. Напомним, что еще в прошлом году Минюст утвердил новую форму адвокатского запроса, которая содержит данные человека, в чьих интересах действует защитник.

Верховный суд РФ отменил форму запроса, в которой обязывал раскрывать имя доверителя

- У меня есть несколько клиентов по резонансным делам, которые не хотят, чтобы их имя упоминалось, - говорит адвокат Иван Павлов (именно он обратился в Верховный суд). - Один из них проходит по делу о госизмене, фигурантами которого являются сотрудники ФСБ. Так вот выходило, что я должен был писать его имя даже если делаю запрос в ЖЭК. Тем самым я невольно информирую эту структуру, что один из жильцов сейчас является подозреваемым. Зачем? Это вредит человеку. И вообще требование указывать подобные сведения противоречат закону "Об адвокатской деятельности".

Изначально новая форма адвокатского запроса появилась из-за того, что в согласовании приказа Минюста принимало участие слишком много ведомств, которые видят в адвокатах исключительно своих процессуальных оппонентов - МВД, Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ. С другой стороны, причина конфликта, и в том, что разработчики проекта приказа недостаточно понимают все многообразие адвокатской деятельности.

-Чтобы не быть голословным, приведу примеры таких ситуаций, - говорит Иван Павлов. - Родители, чей ребенок учится в образовательном учреждении, обращаются к адвокату с деликатной просьбой о помощи в наведении справок (в том числе через адвокатские запросы) о том, насколько правомерно это учреждение собирает с родителей обучающихся деньги. При этом родители, естественно, хотят сохранить инкогнито, чтобы своими подозрениями (возможно, необоснованными) не поставить своего ребенка под угрозу ухудшения к нему отношения со стороны администрации школы. Или другой пример: анонимный (секретный) свидетель, находящийся под госзащитой.

Сохранять инкогнито доверителя в этом случае – не только право, но и обязанность адвоката. Хочу также провести параллель с редакционным запросом, которым пользуются журналисты в соответствии с Законом о СМИ. Никому в голову не пришло требовать от журналистов указывать в своем запросе какие-то подробности будущей статьи и данные героев. Так почему от адвокатов требуют раскрывать эти детали, а от журналистов – нет?! Непонятно. Но слава Богу, мы победили. Адвокатская тайна будет сохранена.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру