$450,3 млн: почему картина да Винчи установила рекорд на аукционе

Имя покупателя осталось неизвестным

Дуэль за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продолжалась всего 19 минут. Но эти минуты были незабываемыми. Четверо сражавшихся за Леонардо да Винчи висели где-то на телефонах, а один находился в аукционной комнате. Когда дуэль была закончена и была объявлена цена, по которой ушел да Винчи — 450,3 миллиона долларов, то весь мир содрогнулся от восхищения. Был побит рекорд в 179,4 миллиона уплаченных за «Алжирских женщин» Пикассо на аукционе «Кристис» в мае 2015 года.

Имя покупателя осталось неизвестным
Фрагмент картины.

Охи и вздохи начались тогда, когда аукционная цена за картину Леонардо да Винчи достигла 260 миллионов. Сражались пять человек. Наконец, их осталось двое. Затем аукционер Джусси Пилкканен торжественно заявил: «Это исторический момент, которого мы все ожидали».

Сопредседатель отделения «Кристис» по послевоенному и современному искусству, который представлял покупателя, висевшего где-то на телефоне, совершил два скачка для того, чтобы нокаутировать оставшегося противника.

Цена, уплаченная за да Винчи, тем более удивительна, что рынок старых мастеров все более сужается. В связи с небольшими поступлениями и успехами современного искусства.

Картина Леонардо да Винчи была выставлена на аукцион в довольно потрепанном состоянии. К тому же её аутентичность подвергается сомнению.

Маркетинг, который провел «Кристис», в целях продажи Леонардо, беспрецедентен в мире искусства. «Кристис» выпустил видео, которое рекламировало картину для клиентов в Гонконге в качестве «Святого кубка Грааля» нашего бизнеса. Появление на аукционе картины Леонардо да Винчи сравнивалось с «открытием новой планеты».

«Кристис» окрестил картину, как «последнюю да Винчи», находящуюся в частной коллекции. Пятнадцать других картин Леонардо да Винчи выставлены в музеях.

«Эта была превосходная компания маркетинга», — заявил Алан Хобарт, директор галереи «Пинс» в Лондоне.

Ожидание чуда носилось в воздухе в штаб-квартире «Кристис», находящейся в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке. Собрались все топ-дилеры во главе Ларри Гагосяном. Крупнейшие коллекционеры съехались в Рокфеллер-центр со всех концов земного шара. Для тех, кто сражался за Леонардо, были выделены специальное элегантное «оружие».

Несколько раньше 27 тысяч человек собрались на предаукционе в Гонконге, Лондоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке, чтобы взглянуть на «Спасителя мира». Так называется картина Леонардо.

Было забыто почти что всё. И то, что, возможно, не Леонардо, а один из его учеников в действительности нарисовал продаваемую картину. И то, сколько раз эта картина красилась и перекрашивалась, сколько раз восстанавливалась. Всем хотелось верить, что речь идет о великом произведении искусства, созданном в 1500 году и вновь найденном в 2005-м.

«Существует удивительный консенсус, что картина все-таки принадлежит Леонардо», — заявил Николас Холл, бывший сопредседатель отдела старых мастеров «Кристис». Примечательно, что «Спасителя мира» продавали не на аукционе старых мастеров, а на аукционе современного искусства, более живом и привлекательном. По мнению многих искусствоведов, «Кристис» использовал окно маркетинга, чтобы замаскировать тот «багаж», который несет с собой картина Леонардо — её состояние и её сложная аукционная история. Так историк искусства из Парижа Жак Франк утверждает, что «картина не принадлежит кисти Леонардо. Это хорошая студийная работа. Возможно, Леонардо где-то чем-то подсобил её автору. Здесь называют картину Леонардо «Мужской Мона Лизой». Но она в действительности на мужскую «Мона Лизу» не тянет (Франк изучал «Мона Лизу», вынутую из рамки пять раз),

Куратор национальной галереи в Лондоне Люк Сизан, которая выставляла картину Леонардо в 2011 году признается, что она «слишком повреждена», что ее «агрессивно чистили, в особенности лицо и волосы Христа».

Любопытно, что «Кристис» был довольно заторможенной, публикуя официальное сообщение о состоянии картины и о том, является ли она подлинным Леонардо.

История появления этой картины весьма интересна. Она была обнаружена в 2005 году и продана за смехотворную сумму в 10 тысяч долларов. Затем кто-то её «заметил» и выставил на продажу уже за 200 миллионов долларов. Это сделал консорциум из трех дилеров в 2012 году. Наконец, в 2013 году «Сотбис» продало картину за 80 миллионов долларов Иву Бувье, швейцарскому дилеру и бизнесмену. Через небольшой промежуток времени Бувье перепродал Леонардо да Винчи за 127,5 миллиона долларов российскому миллиардеру-коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву. Именно семейство Рыболовлевых и выставило Леонардо да Винчи на аукцион вечером в прошлую среду.

Распространились слухи, что картину приобрел китайский миллиардер Ли Ю Икан, основатель крупного музея искусств в Шанхае. Однако он отказался от чести быть победителем в дуэли за Леонардо да Винчи. Ли Ю Икан написал в своем Твиттере: «Спаситель» Леонардо да Винчи продан за 450 миллионов американских долларов. Поздравляю покупателя. Чувствую себя потерпевшим поражение».

Но кто же победитель?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру