С помощью маркировки власти уже успешно борются с нелегальными товарами в различных категориях: табачной, меховой, обувной, пищевой, фармацевтической и других. Рынок пива и слабоалкогольных напитков, многие годы вызывающий беспокойство россиян и контролирующих органов, не стал исключением. Постановление о маркировке этой группы товаров подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным и опубликовано на официальном портале правовой информации. Маркировка пива в кегах, в том числе и безалкогольного, начнется в России с 1 апреля 2023 года, упакованного в стеклянную или полимерную упаковку – с 1 октября 2023 года, в других видах потребительской упаковки – с 15 января 2024 года.
Теперь покупатель сможет сам проверить легальность и качество пива. Для этого нужно будет просто просканировать маркировку. В приложении «Честный знак», уже знакомом россиянам по маркировке лекарств, «молочки» и других товаров, высветится срок годности и подробная информация о составе и производителе. Если данные вызовут сомнения, то любой пользователь может оперативно сообщить о нарушениях прямо в приложении. Подать жалобу можно как на продукт, так и на продавца. Таким образом, «жизнь» пенного станет открыта и понятна с момента розлива до момента попадания на прилавок, а значит, и нарваться на контрафакт будет гораздо сложнее. На сегодняшний день, по подсчетам ВШЭ, доля нелегального пива достигла максимума за 5 лет – 16,6 %.
Система определенно несет большое количество плюсов, но у любого покупателя первым возникнет вопрос: «За чей счет будет вводиться новшество? Не отразится ли это на цене итогового продукта». Как сообщили в Минпромторге РФ, введение маркировки не повлияет на цены для потребителей. По расчетам НИФИ Минфина России, вклад маркировки в рост себестоимости не превысит 0,43 % за шесть лет, то есть близок к нулю.
«Для того чтобы помочь бизнесу, мы приняли решение софинансировать малым и средним пивоварням половину всех их расходов на закупку оборудования для маркировки. Уверены, это снизит и без того невысокие затраты и сделает внедрение маркировки еще более комфортным», – сообщили в Центре развития перспективных технологий, который выступает оператором системы цифровой маркировки «Честный знак».
В 2022 году в России пивоваренную продукцию производят около 1900 малых и средних организаций, фактический годовой объем выпуска которых не превышает 300 тыс. декалитров – это порядка 90 % от всего рынка.
В числе других мер поддержки запущена программа трехлетней рассрочки на оборудование – в первый год без платежей, далее оплата будет производиться ежегодно равномерными долями. Также ЦРПТ за свой счет создал склад оборудования и расходников для маркировки. На нем хранятся 10 тысяч единиц продукции для всех участников оборота, а отгрузки осуществляются в день заказа.
Отметим, в эксперименте по маркировке этой группы товаров приняли участие более 330 компаний. Пилотные проекты на предприятиях показали положительный результат. Все необходимое оборудование для нанесения кодов доступно для участников оборота этой продукции.