Школа проиграла компьютеру

Курс на компьютеризацию школы был ошибочным, уверяют эксперты.

Так называемая «полная компьютеризация» российского образования не привела к созданию в школе информационно-образовательной среды. Отставание системы образования от общества в использовании современных информтехнологий становится безнадежным. А это может привести к фатальным последствиям как для общества, так и для государства, заявили участники круглого стола «Ребенок в современной образовательной среде», организованного издательством «Просвещение». 

Психологи утверждают: мы живем в новой форме реальности и коммуникаций. От прежней, по словам завкафедрой психологии личности психфака МГУ им. Ломоносова Александра Асмолова, ее отличает то, что «образование становится социальной индустрией массовых коммуникаций», а также появление новых источников информации. Для современных детей -- это интернет, пользователями которого сегодня являются 97% учеников 8-10-х и 100% учеников 4-х классов. Телевизор же, по данным последних опросов, дети смотрят гораздо меньше, чем родители. 

Именно в интернете дети общаются и черпают большую часть информации. А это значит, что традиционное школьное образование уступает место неформальному, предупреждает Асмолов. Формальное же, по его словам, «все больше проигрывает поколению информационных аксельратов. И это закономерно: учителя только осваивают мир информационных технологий, в то время как дети в нем живут. Отсюда растущее отставание учителей от детей». 

Складывающаяся ситуация крайне опасна, разъяснил «МК» гендиректор издательства «Просвещение», научный руководитель авторского коллектива разработчиков школьного образовательного стандарта второго поколения Александр Кондаков. По его словам, «школа – лишь один из главных институтов социализации ребенка и его подготовки к будущей жизни. Сегодня ребенку интереснее черпать информацию в интернете и в СМИ, чем учиться в школе, а, значит, школа проигрывает конкуренцию с ними. Ребенок становится крайне уязвимым для негативной информации – например, агрессивной, террористической или суицидальной. Это чревато серьезными проблемами с воспитанием гражданской зрелости и участием молодого поколения  в общественной жизни страны. А, стало быть, опасно как для общества, так и для государства». 

Переломить ситуацию, по словам Кондакова, может только создание в школе современной информационно-образовательной среды, причем обязательно  «подстроенной под детей». Однако официальная концепция информатизации школы свелась, по его словам, к накачке учебных заведений «железом» -- компьютерами и прочими чудесами техники вроде интерактивных досок. Причем делается это бездумно -- «для галочки», либо для «освоения средств», дополнил картину ведущий научный сотрудник Института методов обучения РАО Наиль Ханнанов. Так в школы, по его словам, «поставляют интерактивные доски по 70 тыс. рублей -- но поставляют без проекторов, без которых они не могут работать». 

Более того. Прежде чем открывать школе доступ к интернету и поставлять туда «железо», ее надо было подготовить к работе в новых информационных условиях, подчеркивают эксперты. А этого никто не сделал. Не говоря о том, что в России не существует методики совмещения в одном уроке традиционной и информтехнологичной частей, учителя не научили элементарно пользоваться интернетом, и он оказался совершенно неконкурентоспособным по сравнению с собственным учеником – активным и просвещенным пользователем. А «без педагогического фактора внедрение информационных технологий – в лучшем случае – вложение средств, а в худшем – дезорганизация учебного процесса»,-- подчеркнул Кондаков. 

Нет, по его словам, и заказов государства на современные образовательные технологии, например, электронные учебники. А большинство имеющихся ресурсов, в том числе образовательных, «сделаны взрослыми и для взрослых», а для ребенка неинтересны. Да и использовать их фактически негде, считает руководитель Центра общего образования Федерального института развития образования Евгений Куркин. В большинстве школ всего по «два запертых класса с компьютерами, находящиеся в ведении учителя информатики. Выбить их под урок учителя другого предмета крайне сложно. Да и учитель в этом не сильно заинтересован: электронными образовательными ресурсами пользуется в лучшем случае лишь каждый пятый»,-- считает он. Таким образом, решили участники слушаний, «школа сегодня отторгает информационные технологии. Но не потому, что не хочет, а потому что не может переварить». 

В Минобрнауки эту точку зрения не разделяют. «Сегодня наши школы оснащены на уровне европейских стран. Что же касается подготовки учителей, то деньги на нее регулярно выделяются, и число прошедших ее растет в арифметической прогрессии»,-- заверил «МК» директор министерского департамента госполитики Игорь Реморенко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру