Учитель, воспитай ученика

В российских школах скоро появятся тьюторы.

11 июня 2008 в 14:30, просмотров: 1406

Тьютор, диспетчер образовательного учреждения, помощник проректора и ректора, советник при ректорате – все эти новые должности скоро появятся в отечественных школах, ссузах и вузах. Об этом заявил на брифинге директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнаки РФ Игорь Реморенко.

– В августе 2007 года Правительством РФ было принято постановление о новых формах организации труда в образовательных учреждениях. В частности, были официально утверждены такие должности, как тьютор, диспетчер, старший мастер, учебный мастер, помощник проректора или ректора, ученый секретарь совета факультета и совета учреждения, советник при ректоре и др. Они существовали и раньше, только были только де-факто, а сейчас станут еще и де-юре. Все должности в системе образования теперь объединены в квалификационные группы и уровни.

Это значит, что в школах тоже появятся новые работники – тьюторы. Чем они будут заниматься и в чем состоит отличие тьюторов от классных руководителей, рассказала президент Тьюторской ассоциации России, профессор кафедры педагогики МПГУ Татьяна Ковалева.

– Существует три группы тьюторов. Дистанционные сопровождают учащихся при дистантном обучении, социальные помогают ребенку адаптироваться в обществе, а школьные – найти свое призвание и получить качественное образование. Отличие тьютора от классного руководителя состоит в том, что первый работает с каждым учеником индивидуально, а второй – как правило, со всем классом в целом.

По словам Татьяны Михайловны, тьюторы – это особые педагоги, они сопровождают ребенка при обучении, помогают ему сформироваться как личности.

Они особенно станут полезны в профильной школе. Если, скажем, ученик не может определиться с профилем обучения или захотел его поменять, тут как раз и понадобится помощь тьютора. Он подскажет, какие предметы и курсы лучше всего выбрать. Общение тьютора с ребенком строится на индивидуальной основе, но никак не коллективной. Для тьютора каждый ученик важен как личность, и ее развитие – главная его задача. В чем-то его работа напоминает работу психолога или социального педагога.

Введение новых должностей не значит, что тьюторы должны непременно появиться в каждой отечественной школе. Это будет решать администрация учебного заведения. По своему положению в школьной иерархии тьютор, кстати, стоит довольно высоко – он относится к четвертому квалификационному уровню.

Единственная проблема на сегодняшний день – это кадры. Сейчас тьюторов готовят в России лишь в четырех учебных центрах, а потребность в них будет, как ожидается, очень большая. Возможно, придется открывать специальные курсы или даже учебные заведения по подготовке тьюторов.

В Англии, например, тьютор должен иметь два высших образования – обычное и педагогическое, только тогда он допускается к работе с учащимися. Большинство российских педагогов пока похвастаться такими знаниями не могут… А ведь один современный поэт высказал гениальную мысль: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…» Так и тьюторы – они помогают учиться другим и одновременно учатся сами.




Партнеры