Уроки для двоечника

В Московской области опробована методика обучения неуспевающих учеников

В Московской области опробована методика обучения неуспевающих учеников

Двоечник — не патологический тупица и лодырь, а жертва официальной педагогики, уверен Александр Лысиков, директор областного учебного заведения, объединившего детский сад, школу и колледж. Чужой педагогический брак здесь исправляют по своей методике. И получают хорошие результаты.

Парадоксально, но чаще мы ругаем школу за “хороших” учеников: “четверки” и “пятерки”, мол, имеют, а знаний нет. Сплошь и рядом это правда. Однако главный персонаж школьного неблагополучия — двоечник — из поля зрения критиков как-то выпадает. А зря. По оценке заслуженного учителя России Александра Лысикова, детей, у которых нет интереса к учебе, становится все больше. И все они — жертвы педагогических просчетов и непродуманных реформ, ведь неумных детей, подчеркнул он “МК”, “не бывает, есть лишь незаинтересованные и запущенные”.  


Приохотить их к учебе можно, не сомневается педагог: надо лишь сделать пребывание ребенка в школе комфортным. А это, убедился он на собственном опыте, нелегко: слишком многое в нашей образовательной догме противоречит этой задаче. Взять хотя бы систему отметок. “Сегодня они не наказание, а казнь ребенка, — считает Лысиков. — Вот я и подписал приказ с такой формулировкой: “в целях психологической защиты личности ребенка запрещаю ставить “двойки”. Готовить уроки, по его словам, от этого не перестали: с теми, кто не дотянул до “тройки”, учителя занимаются дополнительно — даже по воскресеньям. Вот только доплачивают им за это не родители, а школа. А потому рукотворных проблем у детей не возникает. Да и готовят их толково. К примеру, перед математикой в 5-х и 7-х классах проводят уроки шахмат, после которых и рассуждается, и считается лучше, а “двоек”, пусть не проставленных, становится меньше.  

Другая составляющая методики “перековки” двоечников — переход школы (пока в статусе эксперимента) с пяти- на десятибалльную систему оценок. “Нынешние инструкции оценивания по пятибалльной системе не менялись много лет и страшно устарели — пяти баллов мало”, — уверяют новаторы. Причем одновременно в школе используют и метод стимулирующей деятельности: “Скажем, есть в классе двоечник Петя и хорошист Володя. Написали они диктант. Петя сделал 12 ошибок — казалось бы, двоечный результат. Но в прошлый-то раз он сделал 20! Значит, налицо серьезный успех, который нужно закрепить, поставив “тройку”, — иначе не будет стимула развиваться. А вот Володя сделал всего 4 ошибки. Но для него это явный провал, о чем ему надо сказать. И, разумеется, снизить оценку”.  

Положительный эффект, по словам авторов методики, при таком подходе возникает довольно скоро. Тем более что контрольные работы не ввергают детей в традиционный стресс: “Мы даем порядка 20 заданий, из которых по своему выбору каждый может взять 5—7”. Но халявой не пахнет и здесь. “Если отличник выберет 5 легких, он “пятерку” не получит, — заверил директор “МК”. — Кстати, с 3-го класса свою работу оценивают и сами дети (методике оценки мы их учим). И, как правило, строже, чем учителя — часто занижают свои оценки”.  

Особое место в “школе без двоечника” занимает здоровье. Ему подчинено все — от цветового решения интерьеров и одежды учителей (красный цвет, например, запрещен, так как он учащает пульс и повышает давление) до особых условий для первоклашек. Ссылаясь на последние данные о вреде, наносимом ребенку ранним использованием шариковых ручек (увеличивает количество ошибок, замедляет выполнение задания, создает психологическое напряжение, деформируется средний палец), малышей вначале учат писать карандашом, потом давно забытой перьевой ручкой и лишь затем — “шариком”. Причем не общепринятым безотрывным письмом, а традиционным — более, как считают в школе, подходящим для русского алфавита. Возрождены и уроки каллиграфии: это тоже залог грамотности. Однако занятия не перенапрягают: на уроках на партах стоят бутылочки с водой и соком — считается, что глоток того или другого стимулирует мозговую деятельность малыша. Если же кто захочет в туалет, первоклассникам разрешается посреди урока, не поднимая руки и не отпрашиваясь у учителя, тихонько встать и выйти.  

Физкультура в комфортной школе тоже с человеческим лицом. Причем в буквальном смысле слова. Снарядов со скотскими названиями “козел” и “конь”, принудительные прыжки через которые, по оценке директора, дают по 11% сильнейшего психологического стресса сразу и бесплодие в перспективе, в ней нет. Вместо этого на двух дополнительных уроках физкультуры дети занимаются спортивно-бальными танцами. “Тут и спорт, и культура общения”, — считают в школе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру