Уроки цифровой музыки

Школьный преподаватель вокала разработал программу для обучения тех, кому медведь на ухо наступил

В иркутской школе №47 музыку преподают не на пальцах, а при помощи электронного учебника. Книга уникальна, поскольку аналогов в России нет. Тем не менее власти не спешат помочь с ее сертификацией и распространением. Однако, по словам специалистов, современные школы остро нуждаются в подобной интерактивной программе. Ее автор, учитель музыки Константин Плотников, рассказал о своем детище корреспонденту “МК”.

Школьный преподаватель вокала разработал программу для обучения тех, кому медведь на ухо наступил

По словам Константина Юрьевича, работа над электронным учебником ведется уже более пяти лет. При этом последние три года педагог не только дорабатывает пособие, но и с помощью него проводит уроки музыки.

— Идея пришла давно, лет семь назад, благодаря обычному музыкальному проигрывателю. Чтобы найти нужную мелодию, тебе нужно всего лишь нажать на кнопку прокрутки, не прилагая никаких усилий. В учебнике принцип немного похож. Мое пособие — это систематизированный материал с привлечением иллюстраций, текстов, клипов и, конечно, разностилевой музыки. Здесь все просто, доступно, а главное — согласовано с образовательными стандартами. Книгу я написал на основе моей школьной образовательной программы, которая была принята на областном уровне. Ее элементы используют и в других школах, — рассказывает педагог.

Как говорит педагог, все началось с коллекции музыкальных дисков. “Я собирал разную музыку — популярную, классическую, народную и многие другие. Так получилось, что более 90% имеющихся у меня мелодий имеют разную музыкальную обработку. Подумал, почему бы не применить имеющееся собрание сочинений на практике. Ведь неодинаковое исполнение одной композиции помогает детям развивать слух. Нужно, например, слышать разницу между сопрано и меццо-сопрано”, — поясняет Константин Юрьевич.

Само издание представляет собой записанный на диск файловый документ. Во время урока учитель открывает программу и транслирует ее на целый класс при помощи проектора. В процессе обучения дети не только поют песни, учат тексты, но и делают свои проекты, рисуют иллюстрации к прослушанной композиции, готовят костюмы, делают раскадровку для музыкальных клипов.

— Это немного похоже на миниатюрные театральные постановки. Еще школьники создают дополнительные партии голосом или инструментом. Для ребят очень важно умение вербализовать свои мысли, а мы как раз учимся это делать. Ведь музыка требует более искусного выражения, она требует чувств. Да и надо сказать, что современное поколение было лишено детской музыки, это нужно менять, — говорит автор книги.

Кроме электронного учебника разработан и бумажный эквивалент. Однако печать стоит очень дорого, поэтому учитель пользуется исключительно компьютерным вариантом. “Я могу только мечтать, что учебник будет в прямом доступе для детей. Я попытался выпустить одну серию, но оказалось, что родители не готовы платить за книгу 250 рублей. Дорого. Так что многие копируют на цифровые носители и распечатывают”, — добавляет педагог.

Как говорит Константин Юрьевич, над учебником он работал не один, а со своей мамой Любовью Анатольевной. Она тоже преподаватель музыки, работает в той же школе. Педагогический стаж более 40 лет, так что на ней в основном лежала задача методических рекомендаций. “При конструировании пособия я не применял сложного программирования. Все делал сам в формате HTML. Затраты были минимальны, только на покупку дисков”, — рассказывает Константин Юрьевич.

Однако не все так гладко, как кажется. Педагог никак не может получить авторские права на свой собственный учебник. Учитель пытается на протяжении долгого времени официально зарегистрировать издание с возможной перспективой выхода книги в качестве федерального учебника.

— Никакое из официальных учреждений нашего города не может мне рассказать о порядке лицензирования. Многие говорят, что это сложно, требуется много бумаг, соглашений авторов использованных нами произведений. Кроме того, очень много бюрократии. Но я точно знаю, что такое пособие необходимо как государству, так и научному сообществу. Но пока мои попытки безуспешны, — выражает обеспокоенность педагог.

Кроме всего прочего, Константин Плотников пишет диссертацию на тему своего электронного изобретения. Он говорит, что его опыт пригодится другим, учитель хочет рассказать о своей практике и необходимости таких изданий. На мой вопрос о том, что он до сих пор делает в школе с педагогическим стажем в 20 лет, опытом работы в вузе и с кандидатским минимумом, он ответил: “Нужно сначала закончить здесь, а потом подниматься выше. Если была бы уверенность, что начатое дело продолжат, то я бы ушел, а так — нет смысла”.

Его не раз отмечали наградами. В 2008 году в городском конкурсе “Учитель года” он стал лучшим, где и получил 100 тысяч рублей. На них заботливый педагог приобрел церковные колокола для школы. Была и победа во всероссийском конкурсе “Учитель музыки XXI века-2009”. В нем он вошел в семерку лучших.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру