Не суд, а абсурд

Помощница служителя закона возомнила себя Фемидой

Если раньше Надежда Сахарова ходила в Кунцевский суд на работу, то теперь будет являться туда в качестве подсудимой. В ближайшее время 24-летней помощнице судьи, которая обвиняется в том, что самовольно вынесла решения по девяти гражданским искам, огласят приговор за подделку документов. Случай беспрецедентный — получается, любой проходимец или душевнобольной может устроиться на работу в храм правосудия и вершить судьбы по своему усмотрению? “МК” попытался выяснить, из каких соображений Надежда пробовала себя в роли служителя Фемиды.

Помощница служителя закона возомнила себя Фемидой
Рисунок Алексея Меринова

Помощницу федерального судьи Любови Сергеевой со сладкой фамилией Сахарова истцы запомнят на всю жизнь. Самое удивительное — чувства, которые они испытывают к подсудимой, весьма неоднозначны. С одной стороны, конечно, досада и раздражение. Сами посудите: потрачена куча времени, сил, нервов, долгожданная победа наконец одержана, и вдруг бац! — оказывается, бумаги поддельные. И текст, и подпись. С другой стороны, истцы оптимистично заявляют, что это было своего рода приключением. И впрямь не каждый может похвастать тем, что стал героем своеобразного театра абсурда под сенью храма Фемиды.

Поначалу все заявители, дела которых рассматривала судья Сергеева, видели в ее помощнице Сахаровой единственное связующее звено с правосудием. И главное — источник информации. Именно Сахарова общалась с гражданами, отвечая на вопросы и принимая претензии недовольных. В остальном ее работа была чисто технической: изучение жалоб, поступавших к судье, помощь в подготовке к разбирательству, контроль за делами, рассмотрение которых отложено или приостановлено. Кроме того, по поручению судьи она обязывалась изготавливать проекты постановлений и ответов на обращения и запросы… Словом, работы непочатый край. И Сахарова неплохо с ней справлялась, хотя не имела высшего образования. За два года совместной работы у судьи Сергеевой не было поводов не доверять ей. Возможно, это и сыграло помощнице на руку.

Все началось в июле прошлого года. Житель Риги Филипп Ларин приехал из Прибалтики, чтобы оформить наследство, доставшееся ему от мамы и бабушки, — квартиру в Первопрестольной. Подавая документы в суд, наследник не учел некоторых формальностей, поэтому судья Сергеева оставила его дело без рассмотрения. Роль Сахаровой была, мягко говоря, второстепенной: она должна была подготовить сопроводительное письмо на имя Ларина, упаковать материал в конверт и сдать в экспедицию суда, дабы постановление отправили истцу почтой. Но Надежда, судя по всему, положила материалы в сейф и… забыла о них. Через какое-то время Ларин с истинно прибалтийской дотошностью стал трезвонить в приемную судьи и выяснять, что решено по его делу. Несколько раз помощница просила его перезвонить. Но до бесконечности отфутболивать клиента тоже не вполне прилично. И Сахарова… брякнула первое, что пришло в голову: мол, по его заявлению возбуждено гражданское дело. И назвала дату и время рассмотрения. Разумеется, «от фонаря».

В назначенный день и час довольный наследник прибыл в Кунцевский суд. В приемной его встретила Сахарова, которая стала доказывать, что он все перепутал — пришел на час позже, поэтому слушание перенесено на другой день. В следующий раз посетителю снова заявили, что заседание «перенесено». Так продолжалось до тех пор, пока Ларин не потребовал предоставить ему возможность поговорить с судьей. Понимая, что это грозит скандалом, Надежда сказала, что требования уже рассмотрели и удовлетворили, и через 10 дней, когда оно вступит в законную силу, мужчина сможет его получить.

— Я не был таким опытным в этих делах, а она таким уверенным голосом со мной разговаривала и все это заявляла, — расстраивается Ларин. — Ну как проверить? Сахарова была единственным человеком, с которым я мог держать связь и узнавать о результатах по своему делу. И, казалось, она лучше меня знала, что делать. Это сейчас уже, набегавшись, я разбираюсь в тонкостях судопроизводства.

За 10 дней Сахарова состряпала решение в пользу Ларина. Само собой разумеется, судье она ничего не стала говорить, а просто поставила подпись и шлепнула гербовую печать, которая лежала в сейфе (а ключи — на столе у начальницы).

С сахаровским «сочинением» Ларин направился в регистрационную службу, уверенный, что наконец-то получит свою квартиру. Но там, почитав, только развели руками: в тексте много противоречий. Неудивительно: Сахарова не училась на юриста и едва ли смогла бы с ходу написать грамотное судебное решение. Мужчине снова пришлось встречаться с Надеждой и слушать старую песню — «зайдите позже». В конце концов Ларин добился аудиенции с Сергеевой, после чего и вскрылся обман.

Самое занятное — истец на Сахарову не в обиде! Возможно, будь на его месте более экспрессивный человек, после мучительно долгого процесса он бы проклинал девушку и требовал справедливого возмездия. Однако Ларин, когда узнал о возбуждении уголовного дела, отнесся к ситуации философски и с пониманием:

— У меня, кроме потерянного времени, денег на поезд и дополнительных неудобств, это ничего не вызвало. Это не стоит того, чтобы судьбу человеку ломать. Единственно, непонятно, зачем надо было городить столько сложностей с документами. Наверное, решила поиграть в судью.

Другой истец — Сергей Карташов, судившийся из-за неправомерных действий председателя некоего ТСЖ, придал действиям Сахаровой больше смысла — не исключено, что она «примерила мантию» из чувства справедливости. По его мнению, девушка, возможно, была несогласна с мнением судьи по некоторым искам и таким образом стала вершить «свое» правосудие. Сергеева отказала Карташову в рассмотрении его заявления, но Сахарова в очередной раз не успела подготовить документы и уведомить об этом истца. Дальше — уже знакомая схема. Карташов явился в суд и устроил скандал: мол, что за волокиту вы тут развели! Помощница судьи ласково попросила визитера подождать в коридоре. И… села за компьютер.

Через час решение было готово. «Судья» отменила решение и возобновила процесс по иску Карташова.

— Сахарова видела, что судья была неправа при вынесении решений по моим искам, — считает Карташов. — У меня было как минимум 8 дел, но она, непонятно из каких соображений, только одно из них удовлетворила. А помощницу свою судья должна была контролировать, и за сохранность печати она тоже должна быть в ответе — следить за тем, чтобы никто не мог ее взять.

Что же толкнуло Сахарову на подобные действия? Обычная глупость? Страх перед выговором, какой бывает у школьников, когда они воруют классный журнал, чтобы избежать «двойки» в четверти? Мания величия? Ведь обычно помощники судей делают неплохую карьеру на юридическом поприще, но для этого нужно долго и упорно учиться. А может, простая корысть? Когда руководители Кунцевского суда узнали о выкрутасах Сахаровой, они начали проводить проверку. Факты подтвердились, после чего были переданы прессе. Тогда же среди людей, активно обсуждавших эту проблему в Интернете, появились предположения, что помощница брала взятки и подарки от заинтересованных сторон. Но во время расследования эта версия не получила подтверждения — Сахарова строчила решения бескорыстно, удовлетворяя требования заявителей.

Подводя итог деятельности Сахаровой, следствие заключило, что всего она рассудила по своему усмотрению девятерых истцов. Так, девушка признала право собственности за четырьмя гражданами, претендовавшими на квартиру по улице Главмосстроя. Хотя до этого судья вынесла определение о возврате иска, поскольку дело по подсудности относилось к другому району. Также Сахарова удовлетворила заявление москвички к управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда, поскольку ведомство отказывалось регистрировать мать истицы в ее квартире из-за нехватки квадратных метров. Сергеева поручила помощнице вернуть этот иск женщине, чтобы та исправила недостатки в документе, что, похоже, Сахарова забыла сделать. Далее девушка вынесла решение по искам двух горожан, которые просили признать своих родственников недееспособными. Надежда, не дожидаясь судебно-психиатрической экспертизы, в одном случае разрешила москвичу опеку над матерью, перенесшей инсульт, в другом «помогла» мужчине стать опекуном сестры, у которой появились проблемы с психикой после отравления угарным газом. Кроме того, Сахарова удовлетворила еще три иска — касательно получения наследства, несмотря на то что документ требовал доработки перед слушанием; о требовании восстановить пропущенный срок на подачу кассационной жалобы; о наложении ареста на объект долевого строительства.

В результате за все эти вольности девушке вменили часть 1 статьи 327 УК РФ — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов. Минимальное наказание за преступление — 3 года ограничения свободы, максимальный срок — 2 года лишения свободы. Теперь судьбу Сахаровой будут решать на ее прежнем месте работы. Насколько опасной злодейкой для общества ее признает суд, неизвестно. Ясно одно — в сущности Надежда навредила больше самой себе. Решения, которые она самостоятельно сочинила, потом были рассмотрены судьей, и истцы в конце концов получили те документы, которые имеют законную силу. А девушка пересела с секретарского стула на скамью подсудимых.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Комментарий психиатра-криминалиста Михаила ВИНОГРАДОВА:

— Поведение помощницы судьи в данной ситуации — это инфантилизм. Есть закон полярности в человеческой психологии, выведенный немецким психиатром Эрнстом Кречмером еще 100 лет назад, — о борьбе противоположностей. Так вот согласно этому закону в ее личности сочетаются два полюса: с одной стороны, барышня взрослая, проработала не один год в государственном учреждении среди серьезных людей, должна отдавать отчет своим действиям. С другой — инфантильная детская реальность, но такова особенность развития личности.

Материалы по теме: "Секретарь возомнила себя судьей и на словах, и на деле"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру