Тимуровцы наших дней

Студенты-волонтеры хотят вернуть России ее культуру

В тот день, когда не стало Богдана Ступки, я была в Запорожской сечи. Крепость запорожцев не так давно была остроена на острове Хортица, на месте реальной казачьей цитадели. Именно здесь снимался фильм «Тарас Бульба» с неподражаемым Ступкой в главной роли... Мы бродили по Майдану, куда Бульба привез своих сыновей, вспоминали его пламенную речь о «русской земле», не зная еще, что сердце великого артиста перестало биться. В свое время Богдану Селиверстовичу пришлось выслушать немало горьких слов от «свидомых» по поводу его «слишком русифицированного» Тараса. А он сыграл то, что во времена Гоголя даже не обсуждалось — для Бульбы юг Украины по-прежнему назывался Русью. Он был осколочком распавшейся Киевской Руси, который запорожские казаки так рьяно и защищали. И именно тема «Руси изначальной» привела меня в составе группы участников добровольческой школы-экспедиции в славный город Запорожье.

Студенты-волонтеры хотят вернуть России ее культуру
Гузелия и «Архидети».

Этим летом тема волонтеров была особенно популярна. Добровольцы первыми пришли на помощь пострадавшему Крымску, добровольцы тушат пожары, помогают в поиске пропавших детей...Но это лишь верхушка айсберга, та , что на виду. Огромная же масса волонтеров тихо трудится в разных сферах: там, куда руки государства не доходят. Изо дня в день помогают тяжело больным, скажем. Или еще задачка не из простых — пытаются вернуть обывателям и молодежи интерес к собственной истории и культуре. Участники добровольческой школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси» как раз именно этим и занимаются.

Полсотни молодых людей-волонтеров из 21 региона России, а так же Украины, Белоруссии, Сербии, Франции и Южной Осетии собрали в канун очередной годовщины крещения Руси, не только для того, чтобы они обменялись опытом и рассказали о своих проектах. Их фактически «макнули в историю», провезя по городам, знаковым для российского государства — ребята побывали в Новгороде, Пскове, Изборске, Запорожье, Полтаве, Киеве. Параллельно они участвовали в мастер-классах по истории, социологии и политологии. Я побывала лишь на завершающем этапе экспедиции — в Запорожье. И с ходу попала в такой сгусток энергии, что заряда хватило надолго. Никогда не думала, что столько молодых людей увлечены нашей историей. А главное, они пытаются этой увлеченностью заразить других.

Илья и Дмитрий прививают любовь к русской истории личным примером.

Как найти свое русло

На улице — 36 градусов. Чудный Днепр за окном манит прохладными водами. Но студентов-волонтеров этим не проймешь. В конференц-зале кипят нешуточные страсти: разбившись по группам участники летней добровольческой школы-экспедиции, организованной Фондом Андрея Первозванного, решают насущные проблемы культурно-исторического развития России. «Давайте сначала определимся, что есть культура» — ставит проблему «модератор -самвыдвиженец». Ничего себе вопросик для летнего знойного вечера. Но ребята реально увлечены, и через пару часов громких споров и обсуждений появляется некая удловлетворяющая всех формулировка. На смену приходит другой вопрос, не менее масштабный — как вернуть обществу интерес к родной культуре? Молодежь всегда категорична, а потому основной тезис: нынешняя подача культуры и культурных событий скучна, а значит людей надо увлекать, возвращать им интерес, чтобы вместо пустой телевизионной жвачки или компьтерных игр их тянуло в театры, музеи, на экскурсии...Легко сказать, но как это сделать? И опять шум-гам, битва мнений: надо ли опускать культуру до обывателя, пытаясь его завлечь. Или все же медленно, но верно «поднимать обывателя до культуры». В другом углу зала кипит не менее страстный спор: что есть религия в нынешнем обществе? В третьем — как заставить чиновников слышать «нужды общества», как построить мостики между гражданами и властью. Спорят яростно, обосновывая свое мнение, приводят примеры... А говорят, молодежь у нас пассивна и инертна. Оказывается, стоит копнуть, и вот он — никуда не делся задор, который прежде назвывали «комсомольским», а теперь просто называют — активной гражданской позицией.

Это лишь маленькая зарисовочка одного вечера в летней школе- экспедиции. Обсуждая совместные проекты, каждый из ребят-волонтеров имеет за плечами свой опыт, и многие начинали без всякой поддержки. Просто потому, что деятельная натура требует выхода. Вот, например, Гузелия Махмутова и Дарья Арубдажанян — студентки -выпускницы архитектурно-строительного института Казани — четыре года назад начали искать талантливых детишек из детдомов и малообепеченых семей и в свободное время обучать их основам архитектуры и дизайна. Весной этого года их проект «Архиград» стал одним из победителей фестиваля «Школы добровольчества».

— Изначальным толчком для меня был фильм «Заплати другому». История такова: мальчик придумал систему, что он помогает трем людям и не просит ничего взамен. Просто предлагает помочь еще трем людям. Получается целая схема: если он помог трем людям, эти три человека помогут еще трем людям, то уже 12 человек будут счастливы. И я тоже начала понимать, что если ты хочешь сделать что-то доброе, полезное, то не будь волонтером на время, ради какого-то выплеска эмоций. Чтобы сказать себе: " О! Я молодец«. Совестливую галочку такую поставил и ушел. В то время я как раз поступила в Архитектурный институт. Это — больше техническая профессия, но поскольку я еще натура творческая, то мне нужно было найти сферу применения. Поэтому я решила, заниматься творчеством с детьми. Но не просто так, а с теми, кому это необходимо. — рассказывает Гузелия.

Сокурсники идею поддержали, провели конкурс среди детишек из детдомов, отобрали наиболее способных и начали их обучать. Начиналось все с простых занятий для развития способностей. Но потом сам собой возник вопрос — и что дальше, для чего все это? И тогда Гузелия с товарищами решили, что детям нужно помогать поступать в институт.

— Есть большая проблема в том, что сейчас просто талантливым детям трудно получить образование. Архитектура, дизайн — все это очень дорогостояще. И за обучение дорого платить, и материалы приобретать. Поэтому там учатся, в основном, дети успешных и обеспеченных людей. А те дети, которые действительно способны, понимают, что родители не смогут заплатить за их курсы, за дополнительные занятия. И они решают, что на этой профессии нужно ставить крест.

Детям «живая история» нравится больше Бэтмена.

 

Выход нашелся быстро. Гузелия пошла сначала в дизайнерскую школу «Дашка» при Институте, а затем и к проректору Архитектурного института практически с «провокационным предложением» : «вы же хотите гордиться своими учениками, вы же хотите, что бы у вас учились действельно талантливые дети, которые своими неординарными проектами принесут славу Альма-матер? Ну так выделите несколько бюджетных мест для наших выпускников». Странно, но подействовало. Проект «Архидети» нашел поддержку. Сегодня уже несколько выпускников проекта учатся в школе «Дашка», а этим летом девочка из их первого выпуска поступила в архитектурный институт. «Это классно, когда ты понимаешь, что жизнь хотя бы одного ребенка ты повернул в нужное русло.» — улыбается Гузелия. А самой то — от силы 21 год.

Сегодня ребята готовят еще один проект — «Архиград». В Казани грядет всероссийская Универсиада. Приедет много гостей. И добровольцы хотят показать участникам не внешнюю, «открыточную» сторону столицы Татарстана: «У нас возникла идея создать экскурсии по интересам: в зависимости от возраста, профессий, увлечений. Казань историческая, культурная. студенческая. Мы хотим показать какие-то необычные места, когда Казань можно как бы изнутри вывернуть и показать: вот она душа татарина. И она не такая, как мечеть Кул-Шариф или Кремль, где все чистенько, прилизано. Посмотрел, повосхищался и уехал, даже не услышав татарского языка. Так вот у нас идея: мы хотим показать, то что нам интересно, потому что мы знаем, какая Казань на самом деле.».

Как витязи с запорожцами братались

Илью Иванова и Дмитрия Комарова из Смоленска в школе-экспедиции за глаза величали «витязами». Оба такие статные, голубоглазые, сильные и добродушные. Да и проект у них подстать — ребята прививают детям интерес к русской истории собственным примером. Приходят на уроки в школы в полном древнерусском облачении, с настоящим оружием — копьями, мечами, щитами, и пока малышня ахает и восхищается — рассказывает им о доблестном русском воинстве.

Начиналось все с клубов реконструкции — ребята занимались там около 5 лет. Для них любовь к истории сыграла немалую роль в выборе профессии — оба учатся на истфаке Смоленского Университета. Илья уже готовится в аспирантуру, Дмитрий закончил 4 курс. «Но в определенный момент мы поняли: то, что для нас так важно и интересно, не очень интересно подрастающему поколению. И мы решили, что это надо как-то до них донести, сделать привлекательным» — говорят ребята.

— Клубы реконструкции варятся как бы в собственном соку. Очвень много знаний, много опыта. Но эти знания не имеют выхода в социум. Поучаствовать в городском празднике, устроить битву — и это все. . Мы же хотим как-то социализировать эти знания, чтобы это было интересно не только людям внутри клуба, но и просто людям. А это можно сделать необычной подачей материала, непривычными формами. — объясняет Илья.

Интерес у смоленской ребятни и впрямь появился. Если прежде на переменах ученики играли в бетменов и «людей-пауков», то после визитов Ильи и Дмитрия в полном боевом облачении мальчишки на переменах уже кричат: «Смотри! Я русский воин!»

— Вы только на древнерусском периоде намерены остановиться? А для более старших школьников, которые изучают средние века и петровские времена «живых уроков» делать не планируете? — интересуюсь.

— Конечно, у нас есть такие идеи в планах. Просто для этого нужны средства — на пошив костюмов, реставрацию оружия. Мы с «живымии уроками» не только в школах выступаем, но и в музеях, и в города разные ездим. Поэтому когда заработаем средств, будем развивать проект вширь и вглубь.

В Запорожской Сечи Илья и Дмитрий столкнулись со своими «собратьями» из Украины. Бравые казаки с оселедцами, мастерски владеющие палашами, вызвали их живой интерес. Пообщались, обменялись телефонами, договорились о совместных проектах. Так что возможно вскоре они займутся общим русско-украинским «историческим просвещением.»

Вообще, чтобы привлечь интерес граждан к собственным историческим ценностям, на какие-то тольхо ухищрения добровольцы не идут. Лида Антонова и Настя Лазарева из Пскова представляли в школе-экспедиции свой проект — игру-экскурсию «Поймай предателя». «Что-то название у вашей игры не очень позитивное. Обычно для интереса придумывают что-то с поиском клада. А тут — предатель...» — решила я поиграть в скептика. «Но у нас тоже клад есть. У нашей игры-экскурсии такой сюжет запутанный. Суть его в том, что надо разгадать несколько загадок, собрав буквы от имени человека, который якобы обещал вражескому войску открыть ворота Псковского Кремля. Он и есть предатель. А найти нужно ливонское золото, которое они пообещали ему за предательство.» — не подалась на провокацию Лида. Игру с участием основных достопримечательностей Пскового Кремля студенты истфака решили разработать, чтобы вернуть интерес жителей к главной достопримечсательности города. «Жителям уже не интересны простые экскурсии, не интересно слушать какие-то даты, факты. И мы стали думать, как сделать это все увлекательным. Решили, что надо воспользоваться методикой „квестов“ — разрабоать маршрут с использованием исторических загадок.» — рассказывает Лида.

Работники Псковского Кремля отнеслись к идее студентов с пониманием. " В музеях сейчас мало кто работает, они были только рады, что кто-то хочет им помочь." Дети из школ, на которых опробовали новую экскурсию, поначалу отнеслись к ней скептично: мол, мы же уже взрослые, а тут игры какие-то. Но когда перед ними расстелили карту с обугленными краями и изложили суть дела, включились все. Старательно бегали по Кремлю, выискивая нужные буквы-разгадки, параллельно знакомясь с исторической подоплекой.

Да, могут эти ребята зацепить. Не думала, что для себя в этой школе открою что-то новое. И надо же...Благодаря проекту «Воронцовы» Антона Свободина и Дарьи Дойковой из Ярославля открыла для себя такую неординарную историческую личность, как Михаил Семенович Воронцов. «Полу-милорд, полу-купец,/ Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, / Что будет полным наконец.» — кто же не помнит эти хлесткую эпиграмму Александра Сергеевича Пушкина, посвященную генерал-губернатору Новороссии. В школе нас учили, что гений всегда прав. Но Александр Сергевич — то же человек, с Михаил Семеновичем у него были сложные личные взаимоотношения. Что не умаляет заслуг Воронцова перед Отечеством: герой Балканской войны, под чьим началом были освобождены города Плевна, Ловеч и Сельви, участник Бородинского сражения, герой кавказской кампании. Три георгиевских креста за воинскую доблесть, десятки других наград — в том числе Ордена Святой Анны и Святого Владимира, золотая шпага за храбрость. Будучи командиром оккупационного корпуса во Франции впервые в русской армии Воронцов своей волей запретил телесные наказания проштрафившихзся солдат и офицеров. А перед возвращением войск на родину самолично расплатился с долгами, наделанными русскими офицерами во время кутежей в Париже. Правда для этого ему пришлось продать полученное по наследству имение Вот тебе и полу-подлец, полу-невежда.... Все это я узнала из документального фильма «Воронцов», снятого ребятами из Ярославля. Антон объяснил мне, почему вдруг в своем фильме они решили поспорить с самим Пушкиным:

— Как-то мы приехали с семьей отдыхать в Одессу. Там мы встретились с очень интересным пушкиноведом Адоскиным, который издал книгу об одесской ссылке Пушкина. Изучив эту книгу, мы сняли фильм о местах, где бывал поэт. Но углубившись в тему, мы не могли обойти вниманием конфликт Пушкина и генерал-губернатора Воронцова. Стали в этом копаться, поднимать архивы и выяснили для себя, что Воронцов на самом деле был человеком очень достойным. Но пушкиноведы думают о нем совершенно иначе. Мы решили исправить эту историческую несправедливость. И сняли этот фильм.

— В дальнейшем собираетесь продолжать снимать фильмы на историческую тему?

— Да, мы планируем съемки фильма о семействе Воронцовых. У Михаила были не менее выдающиес родственники. Его отец, Семен Романович, долгое время был послом в Лондоне и даже умудрился практически предотвратить войну между Россией и Англией.

Вот так вот из маленькой детской телестудии, делавшей новостные выпуски о жизни школы, выросла вполне себе документально-историческая киностудия «Детектив» (аббревиатура от названия " Детский телевизионный клуб «Творческая инициатива») , где вчерашние школьники снимают просветительские фильмы.

Для себя, кстати, я открыла одну общую черту российских волонтеров-добровольцев: они отличаются повышенной пробивной способностью. Глядя на интеллигентного, в очках и с книжкой, Артема Коблякова, которому на вид больше 16 лет и не дашь, никогда бы не подумала, что паренек — уже член молодежного правительства своего города Воронежа. Да к тому же может похвастать реальными результатами взаимодействия с чиновниками. В недавней истории с защитой памятника архитектуры — Дома Генерала на ул. Таранченко — Артем дошел аж до губернатора. С домом разобрались — снесли только не имеющую исторического значения пристройку XX века, а сам памятник не тронули. Но главное, в результате всей этой истории в администрации Воронежской области был разработан новый регламент, обязующий включать в градостроительные комиссии членов общественных организаций и историков-краеведов. Этой маленькой победой Артем очень горд. Хотя и создание организации «Наша история», объединяющей около 500 ребят, интересующихмя историей собственного города и края — тоже заслуга не малая.

Интересных проектов в ходе школы-экспедиции было представлено множество. Об всех и не расскажешь. И все — разные. Кто-то издает книги о святых заступниках Руси с детскими рисунками в качетве иллюстраций, кто-то реставрирует сельские храмы, кто-то пробивает установку памятника Александру Невскому. И все это ребята делают по зову души, а не под прикрытием каких-то политических или общественных движений. Если уж говорить о развитии гражданского общества, то может — это оно и есть? Без попсовых лозунгов, громких акций. «Что ты думаешь об этой школе?» — поинтересовалась я у коллеги, которая была с ребятами от начала экспедиции и до финала. «Знаешь, я смотрю на этих ребят, слушаю их рассуждения, рассказы об их проектах. И у меня появилась надежда. Я стала думать, что у нас есть будущее».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру