Узники совести

Теленеделя с Александром Мельманом

Если бы наше ТВ так же, как церковь (по Конституции), было отделено от государства, то сюжеты из Хамовнического суда над процессом по трем девушкам-пусичкам — самое вкуснейшее блюдо из всех возможных. Его можно показывать с разных сторон и во всех ракурсах — рейтинги обалденные! Красивые девчонки, небо в клеточку, православные с хоругвями, интеллигенты с плакатами, менты-охранники солидные, судья, тоже женщина, и даже симпатичная — что еще надо для того, чтобы тебя смотрели.

Теленеделя с Александром Мельманом

Если бы наше ТВ держало государство хотя бы на дистанции, общалось бы на паритетных началах, то власти был бы выгоден открытый и яркий показ всех нюансов этого криминального сериала. Ведь чем больше и лучше освещают, тем больше и лучше («более лучше!») доверие к сильным мира сего, к их объективности и беспристрастности. По крайней мере так, как правило, происходит с аналогичными событиями в нормальных странах.

Но у нас страна ненормальная. В смысле, особенная. И весь показ группы Pussy Riot в судебном интерьере сильно отбрасывает тень на прямых и явных организаторов процесса. Вот тогда картинка становится совсем невыгодной: сидят девчонки, сидят в сторонке, ну а какие-то дядьки и тетки с протокольными лицами осуждают их на два года. За что же, таких красивеньких?

Когда молодая женщина, ровесница пусек, выбросила с верхотуры многоэтажки двух своих малолетних детей, а потом ровно так же оказалась за решеткой под прицелом телекамер — здесь суду все ясно, преступление налицо, и зрители, пялясь в экран, выпадали в осадок от осознанного ужаса. В таких кадрах есть логика между увиденным, услышанным и понятым. Но с Pussy Riot все не так, по-другому.

Власть, как и руководители федеральных каналов, отлично понимает, что долго такое показывать не рекомендуется. Себе дороже обойдется, в минус. Поэтому за прошедшие пять месяцев сюжеты на главных каналах страны либо были совсем крохотными, стыдливыми, либо их не оказывалось в эфире вообще. Ну а что, раз ящик не настаивает на событии, значит, его и не было. И девушек никаких не было, и панк-молебна. Зачитали приговор, осудили и забыли как страшный сон.

Но Интернет говорит: было! И вот тогда ТВ оказалось на развилке: как показать так, чтобы никак не показать. И оно с этой задачей справилось! Но как же справиться с сетевыми хомячками, которые лезут во все щели и не забудут, не простят?

Только речь не о них. А о теленачальниках. Очень больших и дико федеральных, которые (я это очень хорошо знаю) являются европейцами до мозга костей. Волею судьбы и чего-то еще они оказались на вершине телевизионной власти. Уверен, не из-за денег, статуса, престижа или чего-то еще. Они воспринимают эту свою должность как миссию (наверное, я слишком хорошо о них думаю!).

Но над начальниками есть еще и начальники этих начальников. Которые диктуют им и всем нам политическую картину мира. Ту, что мы видим каждый день на своих экранах в новостях. Все знают, что эта картина состоит из недоговоренности, полуправды, мягких манипуляций... Ну и правды, конечно, куда же без нее. Голой, неприкрытой правды. Весь этот компот выливается на наши буйные головы только лишь для того, чтобы мы любили Россию. От всей души. Такой, какова она есть. В смысле, какой ее нам придумали. Начальники, настоящие профессионалы своего дела, асы информации, согласились на эту сделку. Скрепя сердце, конечно. Но не корысти ради, а только для пользы родной страны. Потому что ее все время надо успокаивать, как Чумак с Кашпировским, иначе она и все мы, ее жители и немного граждане, сбесимся, сойдем с ума и сделаем какую-нибудь большую гадость типа революции. От такой жизни, от такой правды, которая глаза колет. А оно нам надо, революцию делать? Нет, конечно.

Телевизор — это единственный и главный рычаг управления страной. Других практически нет. Законы не работают, суды тем более, ветви власти, кроме одной, стоящей как возбужденный фаллос, отсутствуют как класс. Их просто обрубили за ненадобностью. Вот и остался один телевизор. Это отлично понимают начальники и начальники этих начальников.

По крайней мере здесь есть консенсус, согласие. За эту их программную политику руководителей большого ящика бьют словом все кому не лень, у кого язык подвешен. Оскорбляют, обижают, хамят. А те в ответ молчат, как пионеры-герои на допросах, и гнут свою линию. Ради блага России, конечно. И когда-нибудь народ оценит этот их беспримерный подвиг, эту непреклонность. И поставит всем федеральным телеруководителям бюсты на родине героев.

Но с пуськами, кажется, случился облом. Да, можно что-то не показывать, недоговаривать, излагать факты по-своему, так, как это выгодно государству. Но быть начальниками ТВ в цепких объятиях православного фундаментализма, то есть опуститься по самое не могу в очень средние века, — на такое даже они, такие договороспособные, компромиссные, пойти не смогут. Потому что европейцы в собственном соку.

А если смогут и окончательно сломают себя, показывая все эти религиозные ужасы нашего городка, то затаятся, лягут на дно. А потом, когда власть переменится (а она обязательно переменится!), эти начальники оторвутся по полной программе и покажут такое про тех, кто их заставлял выдавать в эфир всякое непотребство, что суд над пуськами покажется невинным развлечением по сравнению с этим. А уж, будьте уверены, доставать компроматы на кого угодно наше телевидение обучено как никто. Вспомните «Анатомию протеста» и больше ни о чем не спрашивайте.

Не утонет в речке мяч

Зачем я смотрю программу «Между нами, девочками» на Первом канале, сам не знаю. И даже не знаю, кто ее вообще смотрит. Все-таки телевизор — это прежде всего картинка, а потом уже великий и могучий русский язык. А здесь все наоборот: весь эфир занят милым обсуждением какой-нибудь одной проблемы. «Девочки» сидят за столиком в кафе а-ля советская закусочная и с большим чувством перетирают пришедшую к ним за психологической помощью главную героиню. А чтобы не было скучно, за соседним столиком посадили еще и двух мужиков, весьма известных в узких кругах актеров Дмитрия Орлова и Александра Носика. И они тоже между собой перетирают. Ну прямо как бабы. Правда, очень умные.

Это не телевидение, а женсовет какой-то. Но я смотрю, смотрю... Потому что одна из присутствующих здесь дам — моя любимая актриса Татьяна Васильева. Еще маленьким мальчиком я балдел от ее длинноносой, но такой сексапильной дуэньи, от ее веснушек в «Здравствуйте, я ваша тетя!», от блистательных ролей в Театре сатиры. И полюбил, как яркую далекую звезду. Или так, как мальчишки в период собственной «турбулентности» и ненавистных прыщей обожают снизу вверх шикарных женщин. Затем Васильева ушла из всех репертуарных театров, почти ушла из кино. Стала жить антрепризой и ею же зарабатывать. Ведь она сумасшедшая мама с двумя детьми, а деткам, само собой, нужны отдельные квартиры. И мама пахала ради них как трактор. Заработала-таки на жилплощадь! И еще на кое-что.

Это кое-что теперь хорошо видно на экране. Поначалу, несколько месяцев назад, когда «Между нами, девочками» вышла в эфир, Татьяна смотрелась старшей подругой своим 35-летним товаркам, дающим полезные жизненные советы. Спустя какое-то время она уже стала их сверстницей (и по форме, и по содержанию). Теперь Татьяна Васильева выглядит почти как моя 18-летняя дочь. А я смотрю на это душераздирающее зрелище, и мне становится грустно. Потому что я знаю, чем все закончится.

Ведь я очень люблю фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона». И когда вижу финальные кадры, где крохотный ребеночек Брэд Питт лежит на коленях у своей возлюбленной, оказавшейся старше его на 40 лет, то не могу сдержаться и плачу.

Не знаю, превратится ли любимая Татьяна Васильева в Бенджамина Баттона, но я смотрю на нее неотрывно и никак не могу оторваться. Чего-то жду. «Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру